Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?». Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…

В книге Дварим (31:16-18) Всевышний говорит Моше: «И сказал Г-сподь Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ, и блудно следовать будет за божествами племен земли, внутри которых он живет, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним. И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он пищей, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия? Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим.»

«…блудно следовать будет за божествами племен земли, внутри которых он живет». В 19-м веке впервые в истории евреи начали массово смешиваться с народами, среди которых жили, так что буквально оказались внутри этих народов. Берлин стал центром Аскалы («Просвещения»), реформизма и массовой ассимиляции евреев. И оттуда же потом вышли распоряжения об «окончательном решении еврейского вопроса»…

«…и он оставит Меня и нарушит Мой завет (брит), который Я заключил с ним» — впервые в еврейской истории сами евреи заговорили против брит-милы, когда вышла книга Авраама Гайгера, лидера немецких реформистов, где он выдвигал «аргументы» против завета обрезания, заключенного Всевышним с нашим праотцом Авраамом и всем еврейским народом.

Какова же реакция Всевышнего на это? «И воспылает Мой гнев на него в тот день… и будет он пищей». Виленский Гаон (более 250 лет назад) объясняет: во все времена преследователи и убийцы еврейского народа изобретали всевозможные наветы, чтобы успокоить свою совесть, оправдывая убийства беззащитных людей. Но в эпоху, описанную здесь, говорит Гаон, будут убивать евреев безо всяких угрызений совести, поскольку убийцы будут верить, что евреи созданы для того, чтобы быть убитыми. Так же, как человек ест апельсин или курицу со спокойной совестью, поскольку уверен, что в этом их предназначение, так будут «поедать» — убивать евреев в ту эпоху.

Йехиэль Грантштейн в своей книге «Иной героизм» пишет: «Немцы любили убивать детей, без всяких преувеличений. Они могли взять малыша на руки и забавляться с ним, даже угощать его сладостями — и стрелять в него, не выпуская из рук, не проявляя никакого волнения. Даже смеясь…»

Убийство без угрызений совести. Такое описывается в Мегилат Эстер: после того как было вынесено решение об убийстве всех евреев в странах, подвластных Ахашверошу, «царь и Аман сели пировать» — без каких-либо угрызений совести! И так же было во время Катастрофы.

В книге историка Тома Сегева «Солдаты зла», докторате о нацистских руководителях, описывается, как родственник Рудольфа Хесса, коменданта Освенцима, спросил его, что означает понятие «унтерменш» («недочеловек»), часто употребляемое по отношению к евреям. Они сидели в доме Хесса за стаканчиком вина. Хесс вздохнул: «Ты все спрашиваешь и спрашиваешь. Ты же сам можешь это видеть — они не такие, как ты и я, они другие, по-другому выглядят. Они находятся здесь, чтобы умереть».

Этот разговор велся за стаканчиком вина. «Царь и Аман сели пировать…»

Мудрецы Талмуда 1750 лет назад объяснили: «и будет он пищей» — имеется в виду царица Эстер. Бааль а-Турим 900 лет назад отметил, что гиматрия (числовое значение) последних букв в словах «и сокрою лицо Мое от них, и будет он пищей» — ровно 95, столько же, сколько и у слова «Аман».

Мы видим, что есть прямая связь между событиями, описанными в Мегилат Эстер, и Катастрофой европейского еврейства. Более того, нацисты сами считали себя наследниками Амана и Амалека, и говорили об этом публично.

«…и Я покину их и сокрою лицо Мое от них» — Великий комментатор Торы Раши 900 лет назад писал: «Кричит от обрушившихся на него бед, и не получает ответа [на свою молитву о том], чтобы не постигли его» (Хагига, 5а). И примерно тогда же писал Ибн Эзра: «…и Я покину ихвсех» — и праведников, и грешников, ибо если вынесен приговор — все ответственны друг за друга. Это значит, что наступит такая страшная эпоха, когда переполнится чаша грехов народа Израиля, и даже праведники будут гибнуть за грехи поколения. И известно, что один из величайших раввинов, поняв, что вынесен приговор евреям Европы, стал день и ночь молиться за спасение евреев Америки и Земли Израиля.

«Злоключения многие и беды» — в Талмуде (Хагига, 5а) говорится: «Что такое “злоключения многие и беды”? Сказал Рав: это беда против беды, как шершень и скорпион». Рав пояснил, что в эту эпоху беды будут такими страшными, что избавление от одной из них будет усиливать разрушительное действие другой, и наоборот. И Гмара приводит в пример человека, ужаленного шершнем и скорпионом сразу. Лечение того времени против укуса скорпиона приводило к смерти от укуса шершня, и то же самое наоборот!

Мы знаем, что беды, сыпавшиеся на евреев во время Катастрофы, были именно такими, и тому есть великое множество свидетельств. Матери были вынуждены собственными руками убивать своих младенцев, чтобы их плач не выдал, где прячутся другие. Многие родители были поставлены перед выбором: кто из их детей будет отправлен на смерть, а кто останется жить… От таких бед нет никакого исцеления…

«В тот день» — поясняет рабби Йоханан бен Узиэль, один из таннаев, живший 2200 лет назад: «Пока не сгниют» — т. е. страдания евреев будут настолько сильными, что даже их плоть сгниет!

«Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?» — этот стих можно понимать двояко. Страдания того поколения будут так сильны, что люди станут говорить друг другу одно из двух: либо «нет Б-га» (т. е. Он бы такого не допустил), либо «мы недостаточно связаны с Б-гом, и должны вернуться к Нему — сделать тшуву». И обе эти вещи осуществились в ту страшную эпоху!

«Я же сокрою лицо Мое в тот день» — сказано в Иерусалимском Талмуде (Санедрин, 10): «Нет более тяжелого часа, чем тот, о котором сказал Святой, благословен Он, нашему учителю Моше: “Я же сокрою лицо Мое в тот день”.»

Далее, в главе Аазину (Дварим, 32:20-30) сказано:

«И сказал Он: сокрою лицо Мое от них, увижу, что будет с ними в конце. Ибо поколение перемен они, сыны, в которых нет верности. Они во Мне возбуждали ярость небогом, гневили Меня [делами] суетными своими; и Я разъярю их ненародом, племенем подлым гневить их буду. Ибо огонь возгорелся от гнева Моего, и пылать будет до глубин преисподней, пожирать землю с ее урожаем, и опалит основания гор. Прибавлю им бед, стрелы Мои истрачу на них. Изнуренные голодом, одолеваемые жаром и истреблением горьким [будут они], и зуб скота нашлю Я на них с яростью ползающих во прахе. Извне губить будет меч, а изнутри ужас — и юношу и девицу, и младенца и седовласого. Я сказал: сделаю их недожином, сотру в человечестве память о них… Будь они умны, постигли бы это, уразумели бы их конец. Как мог преследовать один тысячу, а два в бегство обратить десять тысяч, если бы их Оплот не отдал их и Г-сподь не выдал бы их»

Как же осуществилось сказанное в этом отрывке?

«Ибо поколение перемен они» — эпоха, предшествующая Катастрофе, была временем неслыханных ранее переворотов в еврейском народе: БУНД, Евсекция, социалисты всех мастей и, конечно, националисты без Торы… Евреи были одними из центральных фигур русской революции.

«…небогом» — на протяжении всей истории оставалась вера в Единого Б-га, и возникали те или иные секты и верования: христианская «троица», идолопоклонство и т. п. Но полное безверие, о котором сказано: «Сказал негодяй в сердце своем: нет Б-га!» (Теилим, 14:1), широко распространилось только в 19-м веке, так и прозванном: «столетие без Б-га», когда всевозможные атеистические теории впервые вышли на передний план.

«…гневили Меня [делами] суетными своими» — объясняет Нецив из Воложина: «Делали, чтобы разгневать Его», т. е. грехи поколения достигнут такой степени, что будут совершаться исключительно с целью бунта перед Всевышним и нарушения заповедей Торы! Так, члены печально знаменитой Евсекции, сделавшие своей целью беспощадную борьбу с брит-милой, субботой и т. д., даже в Йом Кипур специально выставляли на улицах возле синагог столы с аппетитно пахнущими трефными блюдами, все с единственной целью — показать свое пренебрежение законами Торы!

«…ненародом» — рабби Давид, сын рабби Амрама из Адена (ок. 500 лет назад), говорит от имени Мидраш а-Гадоль (более 1000 лет назад): «разъярю их ненародом» — они придут из Барбарии и Италии. Италия называлась так на протяжении тысячелетий, а «Барбария» получила свое название еще в римскую эпоху из-за проживавших на ней разрозненных племен «варваров» — тевтонцев, предков современных немцев. В этом мидраше содержится прямое указание на союз между этими двумя странами.

Добавляет к этому Нецив (более 150 лет назад): «Народом жестоким, не таким, как любой другой народ…». Т. е. народ, который будет мучить нас в упомянутую эпоху, будет обладать беспримерной жестокостью, так что никакой другой народ не сравнится с ним!

«…племенем подлым гневить их буду» — Сказал рабби Элиэзер, великий таннай, живший около 2000 лет назад: «это миним». Мин на языке мудрецов Талмуда — это безбожник, атеист — эпикорес. Такое определение дал этому понятию Раши: «Это отрицатели существования Святого, благословен Он, как сказано о них: “Сказал негодяй в сердце своем: нет Б-га”». Т. е. и этот народ, который встанет против нас в ту эпоху, будет иметь основой своей идеологии отрицание Всевышнего. Мерой за меру будет воздано за атеистические тенденции в среде еврейского народа!

Мы знаем, что расовая теория нацизма являлась прямым следствием и логическим выводом из теории эволюции Дарвина, гласившей, что «выживает сильнейший». Евреи по расовой теории оказывались «неполноценной расой». (А внимательное изучение документов и бесед Гитлера, да сотрется память о злодее, приводит к выводу, что в евреях он видел главных идеологических врагов, которые путем распространения своей веры навязали человечеству концепцию совести, социальной справедливости, заботы о слабых и т. п. — т. е. полную противоположность «естественной» борьбе за существование, что неминуемо должно было тормозить эволюционный «прогресс». И именно против этой концепции, видевшей в человеке нечто большее, чем просто высокоразвитое животное, он и боролся! — прим. перев.)

Проф. Яков Тальмон в своей книге «Катастрофа и возрождение» пишет: «Дарвинизм обрушил одно из сильнейших препятствий для нарушения заповеди “не убивай”, что было поворотной вехой в истории человечества». И далее он пишет: «Невозможно представить себе расовую теорию без Дарвина. Речь идет не о косвенном, но о прямом влиянии». Подтверждением этому может служить выдержка из письма самого Ч. Дарвина, написанного 3 июля 1881 г.: «Бесконечное число рас на земном шаре будут уничтожены в недалеком будущем превосходящими их расами…». Это давало нацистам идеологическое оправдание массовых убийств.

Раши, поясняя понятие «народ подлый», говорит, что речь идет о царстве Эдома и Амалека.

«Ибо огонь возгорелся от гнева Моего» — огонь печей и крематориев, где сжигались наши братья — убитые и еще живые, огонь сожженного дотла Варшавского гетто и т. д. можно считать одним из наиболее ярких символов Катастрофы европейского еврейства.

«Изнуренные голодом» — объясняет Ибн Эзра около 900 лет назад: «Как “сожженные голодом”: приговоренные голодом к [сожжению в] печи»! Нет более точного описания: заключенные в гетто и концлагеря люди, если не умирали раньше от голода и болезней, за недели и месяцы превращались в ходячие скелеты, чья кожа буквально прилипала к костям, а голова и живот опухали от голода. И тогда, после «селекции», их массово отправляли в газовые камеры и печи.

Ялкут Шимони приводит мидраш примерно 1500-летней давности: «Изнуренные голодом… — станут они странными от голода, и будут отправлены на мусорные кучи из-за убийств, голода и болезней». Фотографии истощенных или опухших от голода людей, выброшенных на улицы гетто, особенно Варшавского, и массово умирающих от голода, холода, эпидемий и убийств от рук «развлекающихся» нацистских солдат, являются свидетельством поразительной точности этих пророческих слов.

«Прибавлю им бед» (буквально: «соберу на них беды») — рабби Давид, сын рабби Амрама из Адена (ок. 500 лет назад), цитирует Мидраш а-Гадоль (более 1000 лет назад): «Соберу их в одно место и приведу на всех [беды] одновременно». Всякий, кто внимательно изучит методы нацистов, может видеть, что прежде всего они собирали всех евреев в гетто, которые постепенно уплотняли и уменьшали в размерах, потом их перевозили в концлагеря, и наконец загоняли огромные количества людей в газовые камеры, и там, в страшной тесноте, убивали их газом. Либо евреев собирали на центральной площади города или местечка и оттуда отправляли к огромным рвам, где находили свою смерть до ста тысяч человек.

«Сифтей хахамим», ок. 500 лет назад, объясняет слова «прибавлю им бед» так: «Обрушу на них все [возможные] беды, не останется ни одной, которая бы их миновала».

«…истреблением горьким» (кетев мрири) — Ялкут Шимони (1500 лет назад) приводит мидраш, объясняющий эти слова: «Кетев мрири — выглядит, как шарик из камхи, и возвращается в первоначальный вид при заквашивании». Камха — это популярное в те времена кушанье, состоящее из крошек хлеба, смешанных с солью и простоквашей, соответственно, оно белого цвета, с вкраплениями других цветов. То есть кетев мрири представляет собой шарики (или крупинки) беловатого цвета, которые при заквашивании (увлажнении и окислении) принимают первоначальную форму вещества, из которого они состоят.

Еще раз слово кетев встречается в ТаНаХе в Теилим (91:6): «[Не убоишься] мора, во мраке ходящего, гибели (кетев), похищающей в полдень». Малбим, великий комментатор, живший более 130 лет назад и известный своим исключительным знанием Святого языка, объясняет слово кетев в Теилим: «Подобно кетев мрири — смертельно ядовитый воздух». На современном языке — газ.

Мы знаем, что при уничтожении евреев в лагерях смерти использовался газ «Циклон Б». Для хранения и транспортировки его переводили в форму твердого вещества — беловатых кристаллов, они выставлены на всеобщее обозрение под стеклом в лагерях смерти Майданеке и Освенциме. Эти кристаллы доставляли на место в консервных банках, и после распечатывания банок, под воздействием различных факторов (кислород, влажность, тепло) они возвращались в первоначальную — газообразную форму! (В тех лагерях уничтожения, где использовался «Циклон» — например, в Майданеке — обреченных перед смертью отправляли в душевые, для увлажнения и более эффективного «заквашивания» газа. Говорят, что он вызывал у убиваемых чувство горечи во рту… — прим. перев.)

«Зуб скота» (шен беhемот) — для мучения и убийства евреев нацисты использовали специально обученных собак (название «беhема» Тора применяет по отношению как к домашним, так и к диким животным).

Кроме того, рабби Йонатан бен Узиэль 2200 лет назад так объяснял эти слова: «Зуб скота: натравлю на них потомков Агага». Т. е. в эпоху, о которой идет речь, Всевышний обрушит на Свой народ несчастья через потомков Агага — царя амалекитян, который был предком злодея Амана.

«Ярость ползающих во прахе» — великий таннай рабби Йеуда а-Наси (Раби) более 2000 лет назад объяснял это выражение: «ползающие во прахе — это вши, которые царят во прахе». Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей Катастрофы, знает, что вши были одним из тяжелейших бедствий, переживаемых евреями в то время. Нередко нацисты проводили в лагерях «дезинфекцию», убивая вшей вместе с их носителями…

Свидетельства выживших: «В Освенциме все обитатели блока были вынуждены проходить “дезинфекцию” — единственное средство для уничтожения вшей и прочих насекомых, которые причиняли узникам тяжелейшие страдания».

«Все люди из транспорта были поражены третьей казнью египетской (вшами) в таком масштабе, какого я не видел в жизни. Ими кишела даже земля вокруг…»

Берген-Белзен незадолго до освобождения, эпидемия тифа: «Вши наполняли открытые раны… покидали умерших и переходили к живым…»

«Извне губить будет меч» — нет необходимости перечислять массовые убийства — расстрелы, утопления, сбрасывание с высоты, и т. п., осуществляемые за городской чертой, вдали от населенных пунктов. Всем известны названия Бабий Яр, Седьмой форт и т. д.

«…изнутри ужас» — ужас в глазах евреев, скрывающихся в бункерах и тайниках, бросается в глаза на всех фотографиях того времени. Скученные в гетто, прячущиеся в бункерах или у соседей-неевреев, вздрагивающие от каждого звука… Не раз вынуждена была еврейская мать сама задушить своего младенца из опасения, что его плач будет услышан снаружи, и тогда придут и убьют всех… В этом страшном испытании выявились доносчики и предатели среди самих евреев — даже своим братьям и товарищам по несчастью люди не могли доверять…

Нецив из Воложина более 150 лет назад объяснял эти слова так: «Ужас настолько невыносимый, что люди умирают от него». Здесь можно вспомнить бесконечные бомбардировки, когда сотни немецких самолетов часами сеяли хаос, ужас и разрушение в городах и на дорогах. Даже в бомбоубежищах не было у людей защиты от огня и удушающего дыма… Пережившие эти события описывают главное чувство, царившее тогда — безысходность.

«…и юношу и девицу, и младенца и седовласого» — Ялкут Шимони: безгрешные, как невинные девушки, «младенцы» — потому что были вскормлены словами Торы, как младенец — материнским молоком; седовласый (иш сейва) — говори не «иш сейва», но «иш ешива» — ибо достойны были все дни проводить в ешиве (за изучением Торы)… и так он говорит: «все богатыри» — «богатыри в сражениях Торы». Мидраш говорит здесь, что даже мудрецы Торы, не знавшие греха, будут убиты вместе со всеми. И это пророчество исполнилось. Младенцы, дети, подростки, безгрешные юноши и девушки были посланы на смерть. Великие раввины, праведники поколения, всю жизнь оберегавшие себя от малейшей тени греха, чистые и великие души — и они были жестоко убиты…

«Я сказал: сделаю их недожином» — рабби Овадья Сфорно, живший в Италии около 500 лет назад, объясняет: «Оставлю от них несжатый край (пеа — край поля, который Тора повелевает оставлять нетронутым во время жатвы — для бедных), а остальные будут съедены, как поступлю с ними в конце дней, после того как не увижу в них совершенства ни при даровании Торы, ни в Земле Израиля, ни в изгнании. Ибо сказано: на горе Цион и в Иерусалиме будет остаток, как сказал Г-сподь». Т. е. Всевышний оставит от еврейского народа «край», который будет спасен, и это произойдет в Земле Израиля.

Известно, что спасение Земли Израиля от нацистских захватчиков было одним из самых выдающихся чудес Второй Мировой Войны. Немецкие войска были чудом остановлены в двух поворотных точках: под Сталинградом — на подходе к Каспийскому морю, откуда им был бы открыт путь на Ближний Восток с севера; и в Египте — у Эль-Аламейна. Там войска фельдмаршала Роммеля — непревзойденного полководца — были побеждены британской армией под командованием «странного» генерала Монтгомери, благодаря исключительному стечению обстоятельств, которое невозможно объяснить ничем, кроме как прямым вмешательством Провидения.

«Как мог преследовать один тысячу, а два в бегство обратить десять тысяч, если бы их Оплот не отдал их и Г-сподь не выдал бы их». Коварные расчеты, в частности, знаменитый нацистский метод обмана и «заметания следов», сделали возможным безропотное убийство шести миллионов евреев. Многие фотографии свидетельствуют о невероятном явлении: зачастую один-единственный немецкий солдат охраняет толпу из тысяч человек и гонит их на смерть.

Йеошуа Данцигер, один из выживших, в своей книге «Один из города» описывает точное осуществление этого пророчества: «Этот солдатик, мальчишка не старше 17-18 лет, даже маленького роста — чуть ли не размером с винтовку, которую он таскал на плече, осуществлял ежедневный контроль над лагерем… Представьте: одного этого мальчишки им было достаточно, чтобы управлять тысячами человек, обреченных на смерть в ближайшие недели! Когда этот солдат приходил на ежедневную проверку, в сопровождении венгерских надсмотрщиков, в лагере звучала команда “смирно”. Все это время каждый из заключенных должен был лежать, уткнувшись лицом в землю». «Как мог преследовать один тысячу… если бы их Оплот не отдал их и Г-сподь не выдал бы их!»

из книги «Ки эш кадха бе-апи»