Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.

Имя Пинхас происходит от египетского слова тахпанхас. Писание утверждает, что Пинхас, хотя и был сыном Элазара, сына Аарона-первосвященника, то есть, родился в семье, не привычной ни к мечу, ни к копью, все же совершил поступок, достойный самой высокой оценки: «…Отвратил гнев Мой от сыновей Израиля», когда «…изошел гнев Мой на них» из-за их преступной привязанности к идолу по имени Баал-Пеор. Никто не смог утишить этот гнев Б-га, кроме Пинхаса. Начавшая в тот момент эпидемия должна была уничтожить весь народ, если бы не Пинхас, который, по словам Самого Б-га, «возревновал за Меня среди них», то есть, свершил ради ревностной заботы о Моей Славе то действие, которое собирался совершить Я Сам.

Уточнение «среди них» призвано подчеркнуть, что Пинхас, оказавшись посреди большого скопления народа, убил их властителя и руководителя, ничего не боясь. Из-за этого многие евреи утверждали, что Пинхас подвергается огромной опасности со стороны всего колена Шимона в целом и родственников убитого Зимри в частности: они просто-напросто могут в отместку убить его! Поэтому, — говорили они, — Пинхасу всегда придется просить, чтобы кто-нибудь сопровождал его, защищая от врагов. Кроме того, люди говорили, что Пинхас, убив человека и прикоснувшись к мертвому телу, стал непригодным для Храмового служения, «не приблизится к жертвеннику Б-га, ибо кровь пролил». Эти мнения побудили Б-га повелеть Моше, чтобы тот провозгласил среди всей общины сыновей Израиля две вещи. Во-первых, все должны были узнать, что благословенный Б-г заключает с Пинхасом Свой Союз Мира. Теперь он не должен будет бояться, видя, как к нему приближаются враги: кто осмелиться напасть на него и попытаться погубить, если его окружает и защищает союз с Самим Б-гом?! А во-вторых, что Пинхас из-за этого не только не перестал быть пригодным к служению в Храме, — напротив того, Б-г теперь заключает «с ним и с его потомством союз вечного священства». Это означает, что потомки Пинхаса всегда будут коэнами и первосвященниками и будут отличаться долголетием. Это — прямая

противоположность той клятвы, которой Б-г поклялся относительно дома первосвященника Эли. Потомком Пинхаса, по некоторым мнениям, является пророк Элияу: он тоже, подобно Пинхасу, «ревновал Б-жественной ревностью».

Таким образом, обе части полученной Пинхасом награды, — и обещание мира, и обещание священства, — прямо связаны с его поступком. Поэтому, когда Б-г дает ему эти обещания, Он поясняет: «…Взамен того, что он ревновал за Меня и искупил сыновей Израиля». Это означает, что священство подобает ему с двух точек зрения. Во-первых, коэн служит Б-гу, и Пинхасу подобает это занятие, поскольку стремление вступиться за честь Б-га заставило его совершить поступок, выглядящий в глазах Б-га совершенным служением. Поэтому он должен и дальше оставаться священником Б-га и «святым перед своим Г-сподом». А во-вторых, коэн приносит жертвы, искупающие сыновей Израиля, и это тоже подобает Пинхасу. Он искупил всех евреев в тот день, а потому будет правильно, если он и дальше продолжит это делать, каждый день искупая их жертвоприношениями.

Некоторые же говорят, что этот стих содержит в себе обещание того, что должность первосвященника всегда будет занята одним из потомков Пинхаса. Так было и на самом деле: первосвященником всегда был кто-то из потомков Пинхаса. И хотя мы знаем, что Эли и Йеояду из потомков Итамара называли первосвященниками, они были всего лишь исполняющими обязанности первосвященника до тех пор, пока Храм не будет отстроен. «Б-г сделает тебя первосвященником вместо Йеояды, чтобы ты занимал это место», — говорит пророк. А когда Храм был отстроен, первосвященником стал Цадок, потомок Пинхаса, и больше уже никто из других семей коэнов первосвященником не становился. Согласно этому пониманию, слова «завет священства вечного», обращенные к Пинхасу, означают обещание, что с момента постройки Храма первосвященниками будут только его потомки. А поскольку этот факт неизбежно станет общеизвестным, Б-г не приказал Моше сообщить об этом одному лишь Пинхасу, а сказал: «Поэтому скажи: “Вот, Я заключаю с ним вечный союз”. Другими словами: расскажи всем о том, что сделал Пинхас и как был награжден, чтобы все знали, что его деяние не осталось без награды и его поступок “будет предшествовать ему”.»

с разрешения издательства Швут Ами


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.