Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я полагаю, что и Моше, и Аарон были наказаны за совершенные ими преступления: Аарон — за грех золотого тельца, а наш господин Моше — за то, что послал разведчиков-мераглим. Дело не в том, что Аарон участвовал в поклонении золотому тельцу или что Моше принял участие в бунте разведчиков против Б-га — Б-же упаси приписать им подобное злодейство! О преступлении Аарона я уже говорил там же, в книге Шмот, и состоит оно в том, что он ошибся, когда согласился сделать золотого тельца. Несмотря даже на то, что в его намерения входило лишь удержать народ от преступления и заставить его дождаться прихода Моше, — все же, в конечном итоге, именно его действия привели ко всем известному несчастью. Еврейский народ принял из руки Б-га наказание за свой грех: некоторые умерли от эпидемии, некоторые были убиты, а остальным было запрещено войти в Землю, о которой Б-г поклялся их отцам. И причиной того, что все это произошло, явился Аарон! Поэтому мера Б-жественного суда определила, чтобы, подобно этим людям, не вошедшим в Землю Израиля и умершим в пустыне, Аарон тоже умер бы в пустыне, не войдя в Землю Израиля. Хотя Аарон сам не поклонялся золотому тельцу, подобно остальным, и не подвергся немедленному наказанию вместе с ними, это не значит, что он вообще избежал наказания. Оно было просто отложено. Когда Б-г сказал Моше о евреях: «А теперь, отведи этот народ к его наследному уделу… и в день, когда Я буду наказывать их, Я вспомню их грех», — Он имел в виду и Аарона вместе с остальными. А чтобы еще яснее подчеркнуть вину Аарона, стих, завершающий рассказ о золотом тельце, говорит: «И поразил Б-г народ, сделавший тельца, которого сделал Аарон». Отсюда ясно, что наказание Аарона не отменено, а лишь отложено.

А в чем состоял грех Моше? Когда евреи просили Моше, чтобы он послал в Землю Израиля разведчиков, они сказали ему так: «И пусть они расскажут нам о пути, которым мы поднимемся туда, и о городах, в которые мы придем». А когда Б-г благословенный приказал Моше послать разведчиков, Он сказал только: «…И разведают землю ханаанскую, которую Я даю…» Получается, что когда наш господин Моше давал задание разведчикам, он добавил требования, которые не выдвигали ни сыновья Израиля, ни Сам Б-г. Он велел разведчикам выяснить, какой народ населяет ханаанскую землю, «силен он или слаб, малочислен он или многочислен, и каковы города… построенные свободно или окруженные стеной». Нет сомнений, что когда Моше ставил перед разведчиками это дополнительное задание, он желал добра. Он хотел, чтобы евреи узнали, что «силен народ земли этой, и города его огромны и окружены стеной до небес», и поняли, какое великое милосердие оказывает им Б-г, позволяя прогнать с этой земли ее прежних жителей. В книге Дварим Моше прямо говорит об этом: «Слушай, Израиль, ты сегодня переходишь Иордан, чтобы прийти и унаследовать владения больших народов, которые сильнее тебя, (захватить) большие и укрепленные города; народ великий и вознесенный, сыновей великанов…. И узнай сегодня, и помести на свое сердце, что Б-г, Г-сподь твой — огонь сжирающий; Он уничтожит их, и Он заставит их смириться перед тобой…»

Однако реально это привело к ужасным последствиям. Разведчики, действительно, сказали, что народ силен, а города укреплены, и сформулировали свой ответ таким образом, что лишили народ мужества и спровоцировали выступление народа против Б-га и против Моше. Вследствие этого Б-г постановил, что они не войдут в Землю Израиля, а все умрут в пустыне. И поскольку причиной этого невольно оказался Моше-рабейну, мера Б-жественного суда потребовала, чтобы и он, из-за которого все это поколение умерло в пустыне, тоже не вошел в Землю Израиля, по принципу: «Ошибка при изучении засчитывается как сознательное преступление». Но поскольку сыновья Израиля восстали против Б-га сознательно, а Моше-рабейну совершил грех по ошибке и с добрыми намерениями, Б-г проявил к нему милосердие и не распространил на него смертный приговор, вынесенный поколению пустыни, непосредственно. Он отсрочил наказание Моше точно так же, как отложил наказание Аарона за грех золотого тельца.

Когда евреи достигли пустыни Цин, места Кадеш, они стали роптать на отсутствие питьевой воды и, выражая свое возмущение, несколько раз прямо заявили, что именно Моше и Аарон явились причиной смерти всего поколения в пустыне и что именно из-за них евреи не смогли войти в Землю Израиля. «Почему, — сказали они, — вы

привели общину Б-га в эту пустыню, чтобы умерли здесь и мы, и наши стада?» Когда Моше и Аарон услышали и поняли этот намек, им стало очень горько. И Б-г повелел Моше, чтобы он вместе с Аароном собрал всю общину к скале, заговорил с ней и сделал все то, что нужно было сделать. А Моше-рабейну нарушил приказание Б-га и преступил Его требование: ведь Б-г приказал ему заговорить со скалой, а Моше вместо этого ударил по ней! И как раз в этот момент Б-г счел правильным покарать и Моше, и Аарона, которые ведь находились там вместе. Однако они были наказаны не за удар по скале, а за свои предыдущие грехи. То есть, «воды распри» явились не причиной наказания, а лишь поводом к нему.

Б-г обошелся с Моше и Аароном так же, как человек частенько обходится с любимым сыном. Когда тот делает что-либо против воли отца, тот как бы не замечает его прегрешения, но потом даже за небольшую провинность сильно бьет его. Если спросить его: «Почему за такую ничтожную вину ты так жестоко наказал его?» — он ответит: «Я наказал его вовсе не за это, а за прежние грехи, просто тогда я не стал наказывать его сразу, а отложил наказание до новой провинности». Так и здесь: Моше и Аарон получили наказание не за проступок, связанный с «водами распри»; истинная причина наказания коренится в их прошлых грехах. Но ради их почета Б-г связал это наказание с водами распри, с тем, что здесь они нарушили прямой приказ Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени