Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отношение к Каббале всегда было неоднозначным. Виленский гаон, знаток тайного учения, строго ограничивал круг своих учеников.

Гаон из Вильны был самым большим знатоком кабалы своего времени. Он изучил и разъяснял секреты Зоара и святых традиций еврейского мистицизма. Он занимался кабалой с такой интенсивностью и проникновением, как никто из его современников. Многие из его комментариев к Торе были выражены в кабалистических понятиях. Хотя многие протестовали против массового изучения кабалы из-за эксцессов периода Шабтая Цви, их критика никогда не относилась к Гаону, поскольку он строго ограничивал круг своих учеников зрелыми учеными, имеющими право проникать в тайны Торы.22

В литовских ешивах, основанных наследниками школы Гаона, никогда формально не преподавали кабалу. Но те же оппоненты популяризации кабалы в хасидизме никогда не сомневались в правильности того, что делал Гаон, говоря на те же темы. Тот факт, что он сочетал мистику с рациональным подходом к Торе и жизни и показывал их истинную гармонию, считается одним из его величайших достижений.23

По иронии судьбы сам Гаон приобрел репутацию чудотворца. Многочисленные рассказы о его сверхъестественной силе и чудесах хорошо документированы независимыми источниками.24 Важно отметить, что сообщая обо всех этих уникальных событиях, его сыновья и ученики приписывают эту силу исключительно скромности Гаона и его знанию Торы.25 Сыновья Гаона говорили: «Величие Творца проявилось в том, что Он короновал этого великого человека короной Торы… Это помогало ему сверхъестественным образом узнавать и контролировать события.26

Летом 1794 года русская армия, в очередной раз пытаясь завоевать Польшу и Литву, заняла Вильну. Когда евреи молились в главной синагоге Вильны во время артиллерийского обстрела города, Гаон публично заверил их в том, что с ними ничего не случится. В этот момент ядро угодило в крышу синагоги и осталось на чердаке, не упав внутрь и не взорвавшись. Это чудо Гаона вспоминали в Вильне еще много десятков лет после его смерти.»27

Гаон умер девятнадцатого тишрея, на пятый день праздника Суккот 1797 года и был похоронен на большом кладбище в Вильне.29 Его дело продолжали дети и братья. Его сыновья: рав Иегуда Лейб, рав Авраам30 и рав Шломо Залман. Его зятья: рав Моше из Пинска, рав Ури из Дуброва, рав Цви Гирш из Дудина; его братья: рав Авраам,31 рав Иссахар Бер, рав Меир из Янишака и рав Моше из Паджелвы — все они сохранили его мысли и работы. Они издавали и публиковали его сочинения и распространяли его идеи и влияние в Литве, Латвии, Белоруссии, литовской Польше и Пруссии. Его основные ученики, сохраняя верность ему, изменили лицо и направление значительной части еврейства.

Среди них надо упомянуть братьев рава Залмана и рава Хаима из Воложина,32 рава Биньямина Ривлина из Шклова,33 рава Исраэля Ривлина из Шклова,34 братьев рава Менахема Менделя35 и рава Симху Бунима из Шклова,36 рава Шломо из Вилькомира37 и рава Яакова Кагане. Многие современники считали его своим учител ем, хотя не учились непосредственно у него. Такими были, например, рав Авраам Данциг,39 рав Шмуэль Авигдор,40 рав Арье Мейтес 41 и рав Барух Шик из Шклова.42 По большому счету, все еврейство стало его учениками. Редко один человек оказывал такое глубокое влияние на свой народ. Гаон был продолжателем традиции Раши, Маймонида, рава Йосефа Каро и рава Моше Исерлеса. Он был гигант среди гигантов. Благородная сень рава Элиягу покрыла все еврейство, а его традиция служила примером еврейской учености, этики и поведения, руководством для будущего всего еврейского народа.


21 См. Рав пеалим сына Гаона, рава Авраама, который цитирует (на стр. 29) слова своего отца о том, что тот написал тридцать книг комментариев к Зоару и не постеснялся бы представить их самому раби Шимону бар Йохаю, одному из мудрецов Мишны (II век н.э.) и автору Зоара, самого выдающегося, основополагающего произведения Кабалы.

22 Двух из его выдающихся современников, рава Йонатана Эйбишица и рава Моше Хаима Луццато критиковали за кабалистическую деятельность. Но Гаон упорно защищал их обоих, боролся и способствовал их оправданию.

23 См. Ландау, Гаон.

24 Рассказывают, что он передумал создавать голема («говорящего робота»), когда ему еще не исполнилось 13 лет (Введение рава Хаима из Воложина к Сифра децниюта)\ он помогал изгонять духов (как пишет рав Шаул из Вильно, рекомендуя эту книгу) и так далее…

25Ландау, Гаон…

26Введение к Беур аГра к Йорэ деа.

27 Hoax Гилель Штайншнайдер, Ир Вильна, стр. 50.

29 Его останки перенесли со старого кладбища в 1946 году, а на территории кладбища местные власти разбили спортивный парк. Даже мертвые евреи — объекты ненавистнической программы антисемитизма. Его новая могила была приведена в порядок и памятник перестроен в 1960 году усилиями рава Пинхаса Тайца из Элизабета, НьюЙорк. Как сообщают, оэль — усыпальница Гаона содержит также останки его жены, его сына рава Авраама и Авраама бен Авраама, Гера цедека (праведника, принявшего иудаизм, — из рода богатейшего и знатнейшего польского магната графа Потоцкого) из Вильны.

30 Автор Рав пеалим, энциклопедии мидрашей, и других работ. Он опубликовал несколько работ Гаона со своими предисловиями.

31 Автор Маалот аТора, известный раввин в Литве.

32 Эти братья были легендарными фигурами в литовском еврействе. Рава Залмана воспринимали как ведущего ученика Гаона в Торе и благочестии, но он умер очень рано. А его старший брат рав Хаим в наибольшей мере может считаться преемником Гаона как ведущий авторитет Торы в Литве и Белоруссии. Он основал ешиву в Воложине и стал духовным отцом современного пути развития ешив.

33 Автор Гвии гвиа акесеф, лидер учеников Гаона в Шклове.

34 Автор Пеат ашулхан, духовный отец Старого ишува, возрожденных еврейских поселений в Цфате и Иерусалиме в 19 веке.

35 Он отвечал за публикацию многих рукописей Гаона, таких как комментарий к Мишлей (Притчам).

36 См. Алиет Элиягу. Эти два брата были среди основателей Старого ишува в Палестине.

37 Сыновья Гаона считали его вторым среди учеников Гаона вслед за равом Хаимом из Воложина.

38 Автор Геон Яаков к трактату Эрувин, зятя брата Гаона Иссахара, считалось, что он точно понимал учения своего учителя.

39 Автор знаменитого галахического произведения Хаей адам.

40 Главный раввин Вильны и лидер противостояния хасидизму в 1780 году.

41 Известный ходатай (штадлан) за евреев Вильно.

42 Скорее знакомый Гаона, чем его ученик, он был дедом двух белорусских светил Торы: братьев рава Яакова, автора Мишкенот Яаков, и рава Ицхака Фридмана, автора Керен Ора из Карлина.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»