Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Благотворительность, Америка, Ешива Мир, Йехезкель Ляйтнер, Вторая мировая война
Волны трагедии Перл-Харбора докатились до Шанхая раньше, чем до иных берегов. 7 декабря 1941 года, когда в Перл-Харборе было раннее утро, а в Шанхае ночь, японская тяжелая артиллерия открыла огонь по одинокой американской канонерке, бросившей якорь на реке Хуанпу. Артиллерийская канонада вмиг разогнала сон всех жителей. Беженцы принялись лихорадочно гадать о возможной причине мощных разрывов. Некоторые евреи, служившие в польской армии во время немецкого вторжения, сразу же определили по звуку, что стреляют корабельные пушки.
Позже удалось узнать, что американские моряки отвергли ультиматум о сдаче, после чего короткая и жестокая орудийная дуэль между неравными по огневой мощи противниками прекратила существование единственного представителя американской военной мощи в этом регионе.
Несколько часов спустя, уже на рассвете, грузовики с японскими солдатами пересекли границы Шанхая и захватили этот важный портовый город. Развешенные повсюду плакаты извещали от имени Его Императорского Величества, что Шанхай оккупирован японской армией.
Вторая мировая война снова нагнала беженцев, на сей раз на другом конце света. Окончательным подтверждением произошедших событий явилось конвоирование пленных американцев по шанхайским улицам. Стало ясно, что наступили новые времена.
В то вцемп как имперские силы Японии победоносно расширяли свои границы на азиатском материке, Шанхай оставался островком мира, оторванным от звуков войны, отделенным армиями и флотами от погруженной в бедствия планеты. Город, представляющий собой гигантскую гавань мировой торговли, ворота в континентальный Китай, оказался блокированным с моря и суши. Торговля замерла. Между тем Шанхай располагал громадным запасом товаров, которые прежде поставлялись на мировой рынок, а теперь лежали мертвым грузом на многочисленных складах. Это обилие посреди воцарившейся в мире нищеты было еще одним удивительным проявлением заботы Провидения о благополучии раввинов и учеников ешивы.
Тем не менее стражам Торы, как и другим европейским беженцам, пришлось претерпеть немало на протяжении долгих голодных месяцев. Пора лишений началась с начавшимися на Тихом океане военными действиями и закончилась лишь тогда, когда американские благотворительные организации, проявив небывалую щедрость, пришли на помощь шанхайским изгнанникам.
Ешиву главным образом поддерживал известный Ваад Ацала, который возглавляли неутомимый рабби Авраам Калманович и другие выдающиеся раввины Соединенных Штатов. Своими неустанными усилиями рабби Калманович и его сподвижники сумели значительно улучшить положение учеников и преподавателей ешивы. По соглашению с Ваадом всемирно из вестный Джойнт обеспечил деньгами и остальных еврейских беженцев, попавших в Китай.
Получив поддержку из-за океана, ученики ешивы еще глубже погрузились в изучение Торы, что помогало им не только отвлечься от окружающей действительности, но и преодолеть, как уже было сказано, снедающее их чувство неизвестности о судьбах близких, оставшихся в Европе.
К началу войны на Тихом океане в Шанхае насчитывалось около двадцати тысяч еврейских беженцев. Между представителями ешивы и остальными евреями, которые прибыли сюда главным образом из Австрии и Германии, ощущались серьезные, прежде всего мировоззренческие, расхождения. Значительная часть выходцев из Австрии и Германии жила в домах барачного типа, где почти невозможно было уединиться. Примитивные бытовые условия и лишения наложили отпечаток на психику этих людей. Они не понимали, сколь важно это время в их жизни, не замечали, что живут в вакууме и постепенно деградируют. Независимо от того, стояли ли они в очереди за миской горячей еды, которую раздавал из больших котлов Джойнт, или в другой очереди к общинному котлу или в городской столовой еврейского гетто, — их разговор неизбежно скатывался к одной и той же теме: о лучших временах, о “славном прошлом”, когда они имели положение в обществе, влияние, силу и богатство, были респектабельны и состоятельны. Настоящее для этих людей потеряло всякое значение. Сегодняшний день был заметён под ковер вчерашнего величия. Бесцельное прозябание являлось ничем иным, как выжиданием возврата к лучшим, прошлым временам.
Община ешивы не нуждалась в грезах и пустых надеждах. Способность учеников к действию и самосовершенствованию не изменилась под влиянием условий жизни. Чтобы получать радость и удовлетворение от духовного поиска им нужен был только стендер, на который можно положить книги. Их духовное развитие достигло столь высокого уровня, что многие впоследствии отказывались от драгоценных американских виз, предпочитая остаться здесь, в необыкновенной атмосфере Торы, невзирая на лишения и постоянную опасность.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»