Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как иудаизм относится к изучению научных дисциплин?

Темы: Тора и наука, Религия, Рамбам, Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Шалом! У меня такой вопрос: если изучение и исполнение Торы и других священных книг в соответствии с еврейским мировоззрением является основным занятием и целью человеческой жизни, то какое отношение иудаизм имеет к учебным заведениям и учебным программам, которые далеки от духовности, которые рассматривают и преподают науку отдельно, без признания Б-га высшей движущей и оживляющей силой всего сущего? И, вообще, нужны ли человеку знания в научной области? С уважением, А.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, А.

Очень часто люди не осознают различия в целях науки и религии. Поэтому им кажется, что наука, представляемая атеистами, не совместима с религией.

Но это не так. Религия и наука занимаются совершено разными аспектами познания реальности. Дело в том, что подход самой науки к исследованию явлений в своё время претерпел изменение. Если в период Аристотеля наука исследовала, какова «цель» того или иного явления (яблоко падает вниз, потому что стремится к среде своего создания), то сегодня она стремится объяснить всё происходящее в соответствии с принципом причинности (яблоко падает вниз из-за силы притяжения). Религия же продолжает исследовать «цель» событий.

Приведу пример: раввин и академик наблюдают, как некий автомобиль перемещается из пункта А в пункт Б. Вопрос: почему автомобиль движется по направлению к пункту Б? Раввин ответит: потому, что там живёт семья водителя и он едет их навестить. Академик же ответит: водитель жмёт на педаль газа и таким образом задействует процесс, который в результате приводит к движению автомобиля. Они оба совершенно правы и не спорят друг с другом. Просто смотрят на происходящие под разным углом. В этом и заключается различие между религией и наукой. Религия изучает, в чем состоит желание Творца и каковы наши обязанности перед Ним. Как правильно выполнять Его волю. Наука изучает, КАК именно воля Творца осуществляется в нашем мире.

Возьмём, к примеру, эпидемию чумы, которая охватила Европу в 14 веке, так называемую «чёрную смерть». Почему эта эпидемия привела к гибели трети человечества? На этот вопрос будет два ответа. Наука, очевидно, ответит: постоянный голод и недоедание, низкий уровень личной гигиены приводили к ослаблению иммунной системы жителей Европы, что и явилось причиной столь быстрого распространения эпидемии. Религия скажет: вероятно, так оно и было, но нас будет интересовать другой вопрос — почему Всевышний подверг людей такому наказанию? Как мы видим, при современном подходе науки (отвечающей на вопрос «как?»), религия и наука не спорят между собой, они смотрят на вещи с разных сторон.

Рамбам, отвечая на письмо рава Йонатана из Люнеля (см. Игрот а-Рамбам —Письма Рамбама) пишет, что он относится к науке как к своей рабыне. То есть —использует в своих целях (для изучения Торы). Надо заметить, что Рамбам жил в период, когда Аристотель считался единственным научным источником, на его выводы ориентировались все. В тот период наука и религия находились «в состоянии войны», так как обе подходили к исследованию явлений с точки зрения их «цели», и это вызывало немало споров (яблоко падает вниз по желанию Творца или потому, что стремится вернуться к среде своего создания?). В наше время всё проще, так как нет спора между подходами религии и науки (яблоко падает по желанию Творца согласно законам гравитации, или можно сказать, что Творец использует созданную Им силу притяжения для того, чтобы яблоко упало вниз).

Религиозный человек использует в своей жизни то, что достигнуто с помощью науки, так же, как и нерелигиозный человек. Оба при высокой температуре принимают лекарства, оба используют электричество, связь, транспорт, я отвечаю на Ваш вопрос, используя компьютер. Наука — важная часть нашей жизни, без которой было бы очень сложно существовать. С её помощью можно спасать человеческие жизни, решать сложнейшие проблемы и вести удобный для нас образ жизни. Но наука — не религия! Она не может отвечать на вопросы религии, так как это не её сфера.

Многие ученые принимают на себя исполнение религиозных обязанностей, и им это не мешает в научных исследованиях. Рамбам, Рамбан, Ралбаг и почти все наши мудрецы, жившие в средневековье, были врачами, философами, инженерами и т.д.

Если мы осознаём различие между этими двумя подходами, то видим, что они никак не мешают друг другу.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

Недельная глава Ахарей мот

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот