Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели возможно не посплетничать о ближнем?

Темы: Запреты, Злословие, Реувен Пятигорский

Отложить Отложено

Можете запрещать что угодно, но в одном человеческая природа сильнее ваших запретов — в желании позубоскалить, посудачить о своём ближнем. Нет общества, где бы этой «болезнью» не страдали буквально все. Только не уверяйте, что вы святее остальных.

Отвечает рав Реувен Пятигорский

А мы и не уверяем. Среди евреев, соблюдающих заповеди Торы, тоже встречаются люди, страдающие такой «болезнью». Но их, поверьте, очень мало. Ибо болезнь лечится! По крайней мере, есть проверенные способы, помогающие человеку «вылечить» свой язык. Один из самых действенных способов прекратить порочащие человека разговоры — полюбить его (что и повелевает Тора). Когда нам говорят злые слова о другом человеке, стоит представить себе, что рассказывают о нашем родном брате, как сразу же наше отношение к рассказу изменится. Для брата мы всегда постараемся найти извиняющие моменты. Точно также надо поступать в случае с любым евреем.

Сплетни, оговоры и зубоскальство считаются в обществе, соблюдающем заповеди, одними из самых неприятных прегрешений. Злословие портит общий «уровень жизни». Согласитесь, неприятно жить в среде, где все оговаривают всех. Поэтому евреи высоко ценят моральный климат своей общины, когда злословие исключено, или, по крайней мере, резко осуждается обществом. И если кто-то стал виновником сомнительной ситуации, он, этот виновник, знает, что ни один из очевидцев не будет распространять о нём слухов, не побежит шептать по углам: смотрите, что сделал такой-то. Даже своим жёнам люди ничего не расскажут — ибо таково требование Торы.

А что делают с нарушителями установленных правил? Неужели так и молчат, смирившись? Оказывается, есть способ найти на них управу. Взывают к их совести. Но если прямая беседа по душам не приносит результатов, всегда есть возможность обратиться к раву или, в особо серьёзных случаях, непосредственно в раввинский суд.

Когда встречаются два еврея, они стараются не говорить между собой о третьем. Во всяком случае, не говорить ничего, чего бы тот не хотел, чтобы о нём рассказывали. Если это называется святостью — мы не против!

Смотрите: «Изюминка» борьбы со злословием

Материалы по теме

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Книга заповедей. Запретительные

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше