Темы: Запреты, Злословие, Сплетни, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожете запрещать что угодно, но в одном человеческая природа сильнее ваших запретов — в желании позубоскалить, посудачить о своём ближнем. Нет общества, где бы этой «болезнью» не страдали буквально все. Только не уверяйте, что вы святее остальных.
А мы и не уверяем. Среди евреев, соблюдающих заповеди Торы, тоже встречаются люди, страдающие такой «болезнью». Но их, поверьте, очень мало. Ибо болезнь лечится! По крайней мере, есть проверенные способы, помогающие человеку «вылечить» свой язык. Один из самых действенных способов прекратить порочащие человека разговоры — полюбить его (что и повелевает Тора). Когда нам говорят злые слова о другом человеке, стоит представить себе, что рассказывают о нашем родном брате, как сразу же наше отношение к рассказу изменится. Для брата мы всегда постараемся найти извиняющие моменты. Точно также надо поступать в случае с любым евреем.
Сплетни, оговоры и зубоскальство считаются в обществе, соблюдающем заповеди, одними из самых неприятных прегрешений. Злословие портит общий «уровень жизни». Согласитесь, неприятно жить в среде, где все оговаривают всех. Поэтому евреи высоко ценят моральный климат своей общины, когда злословие исключено, или, по крайней мере, резко осуждается обществом. И если кто-то стал виновником сомнительной ситуации, он, этот виновник, знает, что ни один из очевидцев не будет распространять о нём слухов, не побежит шептать по углам: смотрите, что сделал такой-то. Даже своим жёнам люди ничего не расскажут — ибо таково требование Торы.
А что делают с нарушителями установленных правил? Неужели так и молчат, смирившись? Оказывается, есть способ найти на них управу. Взывают к их совести. Но если прямая беседа по душам не приносит результатов, всегда есть возможность обратиться к раву или, в особо серьёзных случаях, непосредственно в раввинский суд.
Когда встречаются два еврея, они стараются не говорить между собой о третьем. Во всяком случае, не говорить ничего, чего бы тот не хотел, чтобы о нём рассказывали. Если это называется святостью — мы не против!
Смотрите: «Изюминка» борьбы со злословием
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Пятигорский
Автобиография автора Толдот.ру, рава Реувена Пятигорского
Рав Ханох Теллер,
из цикла «Рассказы Ханоха Теллера»
История о бокале для кидуша
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?