Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вокруг «корона»… Можно ли так радоваться, когда люди в опасности?

Темы: Аризаль, Страдания, Раскаяние, РАМХАЛЬ, Радость, Молитва, Смерть, Болезни, Здоровье, Жизнь, Страх

Отложить Отложено

Глубокоуважаемые раббаним, когда размышляю о коронавирусе и вижу всю картину в мире, которая с этим связана, меня охватывает безумное чувство радости и ликования, чуть ли не до слёз, что Творец Себя приоткрыл, хотя везде умирают люди.

Кроме того, я почти абсолютно уверен, что меня и мою семью Б-г не поразит, хотя мой уровень еврейства в смысле соблюдения и изучения объективно, так сказать «на уровне плинтуса».

Вопрос: Можно ли так радоваться, когда люди в опасности? Можно ли быть настолько наглым и думать, что меня это не коснётся? Тимур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Тимур!

Вы правы в том, что пандемией «Б-г Себя приоткрывает». Такого рода события, явно выходящие из ряда вон и заставляющие людей менять свои планы, всю свою жизнь и в целом меняющие весь мир — явный знак вмешательства Б-га.

Он толкает мир в каком-то направлении (часто более чем в одном аспекте), а также хочет, чтобы мы оторвались от рутины и призадумались о своем существовании. Чтобы осознали, насколько всё хрупко — вся наша цивилизация, все ее блага, всё устройство жизни. Ничто нельзя воспринимать как должное, ничто не появляется и не существует «само по себе», всё — от Б-га.

А если мы чего-то лишаемся, то, во-первых, надо подумать: может быть, злоупотребили или слишком привыкли и недостаточно ценили? Может быть, надо ощутить отсутствие того или иного блага, чтобы вновь его оценить и порадоваться, когда вернется. Конкретно, в свете карантина — недостаточно ценили окружающих нас людей, привыкли к их достоинствам и только критиковали недостатки. А теперь их временно не хватает — а иные и вовсе в опасности…

А, во-вторых, может быть, Б-г желает, чтобы мы оставили старое и нашли что-то новое? Новое занятие, призвание, работу, хобби и т. д.

В то же время, открытая радость, когда люди находятся в такой опасности, явно неуместна. Так же, никто не имеет оснований для уверенности, что лично его это не коснется… Даже если мы чувствуем, что пандемией Б-г Себя приоткрывает, это откровение — не для того, чтобы люди радовались, а для того, чтобы трепетали, каялись и молились о спасении. Ну и, как сказано, серьезно задумывались.

Даже когда Б-г открыто спасает праведников и уничтожает нечестивцев, это еще не обязательно повод для радости. Так, когда Б-г совершил самое открытое в истории чудо — рассечение Красного моря, — когда евреев спас, а египтян утопил, ангелы начали было хвалебную песнь (шира). Но последовал окрик Б-га: «Мои создания тонут в море, а вы поете?!» (Санхедрин 39б). Самим евреям можно было петь потому, что они были спасены, но стороннему наблюдателю — нет.

А ведь тогда всё было очевидным: египтяне — нечестивцы, да еще и намеревающиеся уничтожить евреев, должны быть остановлены и, вообще, заслужили смерть, вот Б-г их и поражает. При этом спасая праведников. Всё равно — не повод для радости. Даже откровенных нечестивцев создал Б-г, «вложился» в них. В идеале — для того чтобы они сыграли какую-то позитивную роль. Что поделаешь, они много раз делали неправильный выбор, в результате их уничтожение стало неизбежным. Это грустно.

Тем более, сегодня, когда в целом Б-г Себя скрывает, «маскируется» под законы природы, и невозможно точно определить причину страданий каждого человека. Почему именно того сбила машина, а этого взорвал в автобусе террорист? Почему именно тот умер от рака? Хороший же был человек!

Сейчас невозможно просто и однозначно определить людей как «хороших» или «плохих», обычно они — «сложные». Вот и в данный момент совсем не очевидно, почему умирают те, кого поражает коронавирус, в чем их грех. И радоваться здесь абсолютно нечему. Можно только ужасаться и молиться Б-гу обо всех людях, которые больны и которые еще живы и здоровы — и о себе.

Да, о себе. Никаких гарантий, что с конкретным человеком этого не случится, нет. Даже если он великий праведник. В истории случалось, что в эпидемиях умирали воистину великие мудрецы и праведники. Например, Аризаль — в возрасте 38 лет, Рамхаль — в возрасте 39 лет, вместе с женой и единственным сыном…

Оба оставили огромное наследие в сфере еврейской мысли и философии, постижения духовного устройства мира. Книги учеников Аризаля и самого Рамхаля стали классикой и изучаются всеми последующими поколениями. Так что наверняка в Будущем мире эти гиганты получают великую награду. Но в этом мире — умерли в эпидемиях.

Так что никто не может чувствовать себя в безопасности. В нееврейском мире тоже уже известно много случаев заражения представителей элиты: артистов, политиков, принцев. Неважно, каков твой статус и что ты сделал, опасность есть.

Будем же молиться и за себя, и за своих близких, и за весь мир.

Крепкого всем здоровья и успехов в дальнейшей жизни, какой бы она ни стала после этого грозного вмешательства Б-га!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше