Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мы не выполняем повеление владычествовать над животными?

Темы: Предназначение, Природа, Животные

Отложить Отложено

Шалом Вам, уважаемые раввины. Давно мучит вопрос по этому тексту: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Почему повеление «плодитесь и размножайтесь» мы исполняем, хотя не у всех есть желание рожать, пока рожается, а вот «владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» — не исполняем? Я нигде не слышал, чтобы учили этому, типа того, что вот, Б-г повелел и нам надо владычествовать.

Я живу на севере Красноярского края, и к нам в село периодически заходят то медведи, то волки. И, конечно, очень хочется в таких случаях владычествовать над ними. Но вот они так не думают и не хотят, а ведут себя, как пожелают. Как правило, помогает только ружьё. Так как нам исполнить повеление Б-га о владычестве?

Из этого вытекает другой вопрос: если мы не выполняем это повеление, то какое будет наказание за невыполнение?

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте.

Спасибо за вопрос. Слово רדו (рду), которое в тексте, который Вы приводите, переведено как «владычествуйте», употребляется в Писании в разных значениях. Иногда оно означает жестокую власть и тиранию, например: «И властвовать будут над вами ненавистники ваши» (Ваикра 26:17).

А иногда означает умелое управление, организацию: «Кроме начальников, поставленных Шломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы» (Млахим I 5:30). И так же — в (Млахим I 9:23, Диврей а-Йамим II 8:10).

Невозможно предположить, что Милосердный создал человека для того, чтобы тот истязал животных, рыб и птиц. Поэтому, конечно же, более приемлемым будет второе понимание.

Да, господство человека над миром — это воля Б-га. Как пишет Рамбан: «Дал им силу и власть над всей землей поступать по своему разумению». И сказано: «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Теилим 8:7) Человек издревле использовал труд животных, использовал их кость, шерсть, кожу, мех, мясо, молоко.

Но Всевышний, сотворив мир, поставил человека мудро управлять этим миром, отвечать за его сохранение. Как сказано: «И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его» (Берешит 2:15). Как в духовной, так и в материальной сферах Всевышний ожидает от человека позитивной, созидательной, а не разрушительной деятельности.

Но в процессе покорения мира человек стал забывать, что Всевышний повелел еще и охранять мир. С наступлением эпохи технологического прогресса человек начал уничтожать естественный ландшафт, загрязнять воздух, истреблять животных, приводя к вымиранию целых видов.

Только в последних поколениях человечество, может быть, начало стараться выполнять это повеление должным образом — правильно властвовать над природой. Сегодня это выражается в законах об охране окружающей среды и в законах, направленных на сохранение вымирающих видов и восстановление исчезающих видов животных.

Наказывает за нарушение этого требования человечество, прежде всего, само себя. Не нужно объяснять, к каким разрушительным последствиями приводит бездумное использование природных ресурсов. Чтобы этого избежать, уже на заре истории Тора предписала нам взвешенный путь к гармонии в мире: человеку дано покорить и подчинить мир для удовлетворения собственных потребностей, но он должен прилагать все усилия для сохранения этого мира.

С уважением, Зэев Урман

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.