Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мы не выполняем повеление владычествовать над животными?

Темы: Предназначение, Природа, Животные

Отложить Отложено

Шалом Вам, уважаемые раввины. Давно мучит вопрос по этому тексту: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Почему повеление «плодитесь и размножайтесь» мы исполняем, хотя не у всех есть желание рожать, пока рожается, а вот «владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» — не исполняем? Я нигде не слышал, чтобы учили этому, типа того, что вот, Б-г повелел и нам надо владычествовать.

Я живу на севере Красноярского края, и к нам в село периодически заходят то медведи, то волки. И, конечно, очень хочется в таких случаях владычествовать над ними. Но вот они так не думают и не хотят, а ведут себя, как пожелают. Как правило, помогает только ружьё. Так как нам исполнить повеление Б-га о владычестве?

Из этого вытекает другой вопрос: если мы не выполняем это повеление, то какое будет наказание за невыполнение?

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте.

Спасибо за вопрос. Слово רדו (рду), которое в тексте, который Вы приводите, переведено как «владычествуйте», употребляется в Писании в разных значениях. Иногда оно означает жестокую власть и тиранию, например: «И властвовать будут над вами ненавистники ваши» (Ваикра 26:17).

А иногда означает умелое управление, организацию: «Кроме начальников, поставленных Шломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы» (Млахим I 5:30). И так же — в (Млахим I 9:23, Диврей а-Йамим II 8:10).

Невозможно предположить, что Милосердный создал человека для того, чтобы тот истязал животных, рыб и птиц. Поэтому, конечно же, более приемлемым будет второе понимание.

Да, господство человека над миром — это воля Б-га. Как пишет Рамбан: «Дал им силу и власть над всей землей поступать по своему разумению». И сказано: «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его» (Теилим 8:7) Человек издревле использовал труд животных, использовал их кость, шерсть, кожу, мех, мясо, молоко.

Но Всевышний, сотворив мир, поставил человека мудро управлять этим миром, отвечать за его сохранение. Как сказано: «И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его» (Берешит 2:15). Как в духовной, так и в материальной сферах Всевышний ожидает от человека позитивной, созидательной, а не разрушительной деятельности.

Но в процессе покорения мира человек стал забывать, что Всевышний повелел еще и охранять мир. С наступлением эпохи технологического прогресса человек начал уничтожать естественный ландшафт, загрязнять воздух, истреблять животных, приводя к вымиранию целых видов.

Только в последних поколениях человечество, может быть, начало стараться выполнять это повеление должным образом — правильно властвовать над природой. Сегодня это выражается в законах об охране окружающей среды и в законах, направленных на сохранение вымирающих видов и восстановление исчезающих видов животных.

Наказывает за нарушение этого требования человечество, прежде всего, само себя. Не нужно объяснять, к каким разрушительным последствиями приводит бездумное использование природных ресурсов. Чтобы этого избежать, уже на заре истории Тора предписала нам взвешенный путь к гармонии в мире: человеку дано покорить и подчинить мир для удовлетворения собственных потребностей, но он должен прилагать все усилия для сохранения этого мира.

С уважением, Зэев Урман

Материалы по теме

Всевышний создал красоты мироздания, но большинство из них некошерные?

Яков Гельфман

А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?

Природа и Чудо

Рав Захария Матитьяу

Почему другим народам дарованы страны с прекрасной природой, а нам сухой «клочок земли»?

Рав Меир Мучник

Это не претензия к Небесам, не дай Б-г...

Роща Шитим (акаций) в Эйн Геди

Неизвестный автор

Дерево Шитим, в современном иврите так называют Акацию. Но в Торе деревом "Шитим" назывался кедр, и именно он использовался при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, а также для стола с Хлебами Приношения. Мидраш говорит, что название "Шитим" не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).


Самообладанию и самоконтролю уделяется большое внимание во многих восточных практиках и современных психологических тренингах. Цель таких духовных практик — научиться владеть собой. Тот, кто достиг такого умения, по мнению адептов этих учений, — достиг совершенства Читать дальше