Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Философия, Каббала, Ришоним, Александр Кац
Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз; 5240-5334 /1480-1574/ гг.) — глава еврейских общин Египта и Земли Израиля.
Родился в Испании; в возрасте двенадцати лет покинул страну вместе с другими изгнанниками. В 5253 /1493/ году семья прибыла в Цфат. Юный Давид Ибн Зимра учился у знаменитого праведника и чудотворца р. Йосефа Сарагоси, жившего в деревне Эйн-Зейтун возле Цфата.
По завершении периода ученичества Ибн Зимра переселился в Йерушалаим. Спустя несколько лет он посетил Марокко, а в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем — главным раввином Каира и всей страны.
Ибн Зимра был очень богат — он составил значительное состояние на международной торговле кожами и зерном, опередив в конкурентной борьбе даже знаменитые купеческие «дома» из Венеции. Значительную часть своих доходов он тратил на благотворительные цели — а за свою обширную деятельность в качестве раввина он не принимал никакого вознаграждения (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
На свои средства он основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет) и р. Ицхак Лурия (Аризаль), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш), будущий глава евреев Египта.
Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении — со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов — респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.
В своих псаках он склонялся к взвешенным и мягким решениям, поясняя: «Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б-г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, — а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем».
Его респонсы свидетельствуют, что он был выдающимся знатоком всех разделов Торы, а также глубоким специалистом в астрономии, медицине и других областях знаний.
В одном из своих респонсов он подчеркивал, что «великие еврейские мудрецы прежних поколений занимались изучением философии Аристотеля и других наук: среди них Сеадья Гаон и Ай Гаон, р. Шломо Ибн Габироль и р. Йеуда Алеви, р. Авраам Ибн Эзра и Рамбам». И, тем не менее, по его собственному признанию, он «не рекомендовал своим учениками заниматься философией, потому что в наше время ее источники замутились, а сердца измельчали» (т.е. сердца его современников уже были не в состоянии, восприняв чуждое Торе мировоззрение, сохранить чистоту веры).
В 5312 /1552/ году Радваз (аббревиатура слов «раби Давид бен Зимра») возвратился в Землю Израиля и стал раввином Йерушалаима. Несмотря на то, что он уже перешагнул порог своего семидесятилетия, Радваз был полон энергии и жизненных сил, — под его влиянием в общине святого города началось духовное пробуждение.
Здесь, в Йерушалаиме, Радваз завершил свои знаменитые комментарии к целому ряду разделов кодекса Рамбама Мишнэ Тора.
Впервые его комментарии были опубликованы в 5517 /1757/ году в типографии турецкого города Измира (Смирны). В большинстве классических изданий кодекса Мишнэ Тора они печатаются рядом с основным текстом разделов Зераим и Афлаа (там, где отсутствует комментарий Магид мишнэ, составленный двумя веками раньше испанским мудрецом Доном Видалем Ди Толосой.
Радваз создал также ряд кабалистических сочинений. В трактате Маген Давид (Щит Давида) приоткрываются тайны, связанные с буквами еврейского алфавита (впервые напечатан в типографии Амстердама в 5473 /1713/ г.). Трактат Мецудат Давид (Крепость Давида) посвящен кабалистическому анализу шестисот тринадцати заповедей Торы (впервые издан в 5622 /1862/ г.). Трактат Мигдаль Давид (Башня Давида) представляет собой кабалистический комментарий на Песнь Песней (впервые опубликован в 5643 /1883/ г. в типографии г. Львова).
В 5327 /1567/ году, после тринадцатилетнего пребывания в Йерушалаиме, Радваз был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Радваз отправился в Цфат, чтобы провести последние годы жизни в сложившемся там кружке выдающихся знатоков закона и кабалы. Едва лишь праведный старец приблизился к черте города, вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро, автором кодекса Шульхан арух, вышла ему навстречу, чтобы оказать особый почет.
Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани (Мабитом) Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, которым был в тот период самым авторитетным в еврейском мире, — и он на правах старейшины получил почетное право возглавлять судебные заседания.
Раби Давид Ибн Зимра умер в Цфате в 5334 /1574/ году — ему было девяносто четыре года.
Погребен на старинном кладбище Цфата.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
З. Рубашев
Движение украинских крестьян XVIII века против польской шляхты и католического духовенства сильнее всего обрушилось на еврейское население.
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе