Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость

Еврейский Цфат

Отложить Отложено

Цфат — столица Верхней Галилеи, город мистики и кабалы. Цфат является одним из 4-х святых городов Израиля (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией). Из 4-х основных элементов создания (в греческой философии, а потом и в еврейской философии Средневековья) соответствует воздуху. Доминирующий цвет города —тхелет (голубой, бирюзовый).

Цфат на фоне горы МиронФотографии Саши Глуз.

Местная традиция говорит, что в Цфате был дом учения Шема и Эвера — потомков Ноя. В исторических источниках Цфат упоминается впервые только у Иосифа Флавия, как одно из мест, укрепленных во время Большого Еврейского Восстания против Рима. Позднее, крестоносцы построили здесь самую большую крепость на Ближнем Востоке.

Свое место в еврейском мире Цфат приобрел в середине 16-го века, когда в городе собралась «сборная еврейского народа». Рав Йосеф Каро написал здесь собрание еврейского закона — Шульхан Арух. Шломо Элькабец сочинил гимн Леха Доди, самую известную песню еврейского народа. Кабалисты Моше Кордоверо и Святой Ари (Ицхак Лурья Ашкенази) преподавали глубочайшие познания Бытия. Молитва встречи субботы, седер Ту-би-Шват и многие другие традиции, принятые во всех общинах еврейского народа, были созданы здесь.

В хасидской синагоге общины Косова

Эти выдающиеся личности, прямые потомки евреев изгнанных из Испании, мечтали о полном избавлении. С тех времен город жил и живет ожиданием Мессии. В конце 18-го века в Цфат из Восточной Европы пришли хасиды, ученики Бааль Шем Това. Они построили здесь свои штибели и клойзы. В последнее время город превратился в центр еврейской музыки и творчества. Улица художников и ежегодный фестиваль клейзмиров привлекают сюда многочисленных посетителей.

Голубой цвет бросается в глаза на каждом углу Цфата. Двери домов, ставни окон, интерьер старых синагог города. Старики говорят, что этот цвет приносит счастье и защищает город от нечистых сил. Ученые смогут добавить, что голубой цвет отталкивает мух и других вредных насекомых.

Голубой маген Давид в синагоге Цфата

В еврейской традиции голубой цвет (тхелет) связан с одной из центральных заповедей в еврейской жизни — цицит. В Торе сказанно: «… Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколений своих, и дадут они к цицит на крае (одежды) нить тхелет. И будет она у вас в цицит, чтобы видели это и помнили вы все заповеди Господни и исполняли их … и были святы для Б-га вашего…». (Бемидбар, 15).

Еврейские мудрецы сравнили тхелет с проявлением Шхины (Б-жественного Присутствия), ибо: «тхелет похож на море, море на небо, а небо на престол Славы». Этот свет духовного ожидания и стремления к полному избавлению призывает приподняться от обыденной жизни. Прикоснувшись к духу этого города можно почувствовать это ощущение.

Заповедь тхелет в циците, потерянная еврейским народом в течение галута, возвращается к нам в последние поколения. В синагогах Земли Израиля, можно встретить все больше и больше людей повязывающих нить восстановленной заповеди в свой цицит. Свет тхелета снова занимает свое место на краях одежды и в жизни еврейского народа.

Теги: цфат, тхелет