Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина
Биография раввина

Раби Исер-Залман Мельцер (5630-5714 /1870-1953/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда, один из духовных лидеров поколения.

Родился в белорусском городке Мире.

В течение семи лет учился в Воложинской ешиве, где прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Мира». Он был ближайшим учеником одного из ведущих преподавателей ешивы р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.).

В дальнейшем он продолжил свое образование в ешиве р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим; см.), в городке Радине.

Занимался также в доме учения г. Кельма под руководством одного из основателей этического движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма; см.).

Вскоре после своей помолвки с дочерью известного знатока Торы и богача из Ковно (Каунаса) р. Шраги Франка, Исер-Залман заболел туберкулезом. Он был вынужден оставить ешиву и вернуться в дом родителей, в Мир. Некоторое время спустя в Мире вспыхнул большой пожар, уничтоживший множество домов, и смертельно больной юноша оказался без крова над головой. Временно поселившись на соседнем хуторе, где его приютили сердобольные люди, Исер-Залман отправил родным невесты письмо. Он извещал, что в связи со сразившей его болезнью, считает невесту свободной от своих обязательств. В ответном письме родственники невесты пригласили его к себе в Ковно, где, по их словам, было «много знаменитых врачей, которые смогут ему помочь».

В Ковно родственники невесты начали лечить его за свой счет, но при этом они настаивали, чтобы девушка отказалась от брака с ним — ведь лечащие врачи с уверенностью сказали им, что юноша не проживет больше года. Однако юная невеста Бейла-Гинда рассуждала иначе: она считала, что именно сейчас, когда жених находится в таком трагическом положении, ему особенно нужна ее поддержка и помощь. Она надеялась, что благодаря ее любви и заботам, Исер-Залман сможет поправиться и, дай Б-г, проживет еще долгие годы. И поскольку родные наотрез отказывались устраивать свадьбу, девушка отправилась за советом к Хафец Хаиму, главе поколения, слово которого было для всех богобоязненных евреев законом.

Прежде всего Хафец Хаим спросил у нее про мнение врачей, а затем сказал: «Есть люди, здоровые от природы, а есть люди, которым долголетие даруется». Ободренная его словами, Бейла-Гинда приняла окончательное решение. Через некоторое время после свадьбы р. Исер-Залман поправился (Маасей авотейну, Ки теце).

Поселившись в Ковно, р. Исер-Залман занимался в хавруте (паре) со своим старшим другом р. Моше-Мордехаем Эпштейном (Левуш Мордехай; см.); их объединяли и семейные связи — они были женаты на родных сестрах.

В 5654 /1894/ году р. Эпштейн и р. Мельцер, которому тогда едва исполнилось двадцать четыре года, стали ведущими преподавателями ешивы в Слободке, пригороде Ковно. Эта ешива, основанная р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.), приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы.

Три года спустя р. Финкель открыл филиал своей ешивы в г. Слуцке и поставил во главе его р. Мельцера. С течением времени слуцкая ешива обрела самостоятельность и высочайший авторитет в еврейском мире — в ней обучались сотни юношей со всего литовского края и Белоруссии. Одним из ближайших учеников р. Мельцера был юный Арье Левин (реб Арье; см.) — в будущем прославленный «праведник Йерушалаима».

В 5663 /1903/ году, после отъезда главного раввина Слуцка р. Яакова-Давида Виловского (Ридбаза; см.) в США, р. Мельцер сменил его во главе городской общины.

В 5674 /1914/ году его зятем стал один из самых одаренных учеников ешивы в Слободке р. Аарон Котлер (см.) — переехав в Слуцк, р. Котлер активно помогал тестю в руководстве ешивой.

В 5681 /1921/ году, после победы большевиков, объявивших преподавание Торы политическим преступлением, р. Мельцер перевел ешиву в польский город Клецк. В этот период его ближайшим учеником был Элазар-Менахем-Ман Шах (см.) — позднее они породнились: р. Шах женился на племяннице своего наставника, Гитл.

В 5683 /1923/ году р. Мельцер посетил Вену, где участвовал в работе очередного конгресса всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Он был избран в руководящий орган этой конфедерации — Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).

В 5685 /1925/ году р. Мельцер переселился в Землю Израиля. Обосновавшись в Йерушалаиме, он возглавил старейшую ашкеназскую ешиву святого города — Эц хаим, основанную еще в 5615 /1855/ году р. Шмуэлем из Саланта (см.). Р. Мельцер придал этой ешиве духовный облик, свойственный прославленным литовским ешивам, связанным с этическим направлением Мусар, — таким, как Слободка, Телз или Слуцк-Клецк.

В 5695 /1935/ году р. Мельцер выпустил в свет первый том своего капитального комментария на алахический кодекс Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы). Этот комментарий, получивший название Эвен аэзель (Указательный камень), он составил на материале своих уроков в ешивах.

Его комментарий, составляющий семь объемных томов, широко изучается знатоками Торы и используется в качестве авторитетного источника для установления законодательных норм.

В последний период жизни р. Мельцер был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) Агудат Исраэль. В качестве руководителя этой всемирной организации он сумел многое сделать для развертывания на Земле Израиля и в диаспоре сети школ и ешив Хинух ацмаи — независимой системы образования харедимного еврейства Земли Израиля.

Р. Мельцер обладал обостренной интуицией, граничащей с ясновидением, и множество людей приходило к нему за советом в самых разных областях жизни.

Одному иерусалимскому еврею врачи назначили опасную операцию. Прежде чем решиться на операцию, он направился к р. Мельцеру. Выслушав его рассказ, р. Мельцер сказал, что, с его точки зрения, операция не нужна — достаточно сделать определенную физиотерапевтическую процедуру, и проблема разрешится сама собой. Еврей вернулся в больницу и передал совет р. Мельцера тому профессору, который вынес решение об операции. Врачи встретили его слова смехом. Они начали убеждать больного, что альтернативы у него нет, — отказываясь от операции, он становится виновником своей гибели.

«Слово р. Мельцера для меня свято, — убежденно сказал больной. — Если вы не хотите делать мне указанную им процедуру, я пошел домой».

Тронутые детской наивностью пациента, врачи направили его в процедурный кабинет. Каково же было их изумление, когда после несложной терапевтической процедуры в организме больного произошли целительные изменения, отменяющие необходимость любого хирургического вмешательства (Маасей авотейну, Ваера).

Р. Мельцер унаследовал от своих наставников редкостную честность и порядочность, подобную абсолютному музыкальному слуху, — его совесть не могла смириться с малейшей фальшью.

Особенную щепетильность и пунктуальность он проявлял в денежных делах. Однажды, уже в последние годы жизни, возвратившись домой из миквы в сопровождении ученика, он вдруг снова заспешил в микву. На расспросы домашних он объяснил, что уже дома вспомнил: раздеваясь в микве, он положил свою шляпу в свободный шкафчик, расположенный рядом с тем, в который он повесил остальную одежду, — а ведь заплатил он только за один шкафчик. Родные начали убеждать его, что, поскольку вокруг, как обычно в такой час дня, было множество пустых шкафчиков, он не причинил владельцу миквы никакого ущерба. В конце концов, когда стало ясно, что р. Мельцер несгибаем в своем намерении, ученик вызвался отнести деньги в микву от его имени. «Воспользовавшись вторым шкафом и не заплатив за него, я преступил запрет воровства, — пояснил ему р. Мельцер, — и закон требует, чтобы вор не только возвратил краденное, но и попросил прощение у потерпевшего. Поэтому мне необходимо самому поговорить с хозяином миквы». И хотя ходьба уже давалась ему с большим трудом, р. Мельцер, опираясь на палку, направился в микву (там же, Шофтим).

Р. Исер-Залман Мельцер умер в Йерушалаиме десятого кислева 5714 /1953/ года, на восемьдесят четвертом году жизни.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.