Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сын и ученик основателя хасидского двора, выдающийся хасидский наставник

Раби Йехезкель бар Меир-Йехиэль Алеви Гольшток из Островца (5647-5703 /1887-1943/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Сын и ученик основателя хасидского «двора» в Островце р. Меира-Йехиэля Гольштока (Гаон из Островца).

Был раввином в небольших городках на западе Белоруссии.

В 5688 /1928/ году, после смерти отца, р. Йехезкель сменил его во главе «двора» в Островце.

Отличался исключительной личной святостью и вдохновенной страстностью своих молитв — слова молитв он, как правило, произносил громовым голосом, подобным рычанию льва (Гдолей адорот).

Написал книгу Кодшей Йехезкель («Святыни Йехезкеля»), посвященную порядку храмового служения и законам жертвоприношений.

Основал сеть ешив, названных в память об отце Бейт Меир («Дом Меира»).

Когда нацисты оккупировали западную часть Польши и до Островца стали доходить первые известия об уничтожении целых еврейских общин, р. Йехезкель отправился со своими ближайшими учениками к могиле отца и молился там в течение целого дня. Он вложил в склеп отца записку, на которой среди прочего написал: «Иди и предстань перед Троном Его славы, моли и проси Его сжалиться над евреями — опасность чересчур велика». По свидетельству его ученика, р. Йехезкель предвидел, что приговор евреям Восточной Европы уже вынесен и поэтому молился за спасение евреев Земли Израиля и Америки (Ки эш кадха беапи с.128).

С началом нацистской оккупации Белоруссии он был заключен в гетто, созданное в Островце.

Его дом в гетто оставался центром сбора хасидов — в шабат он по-прежнему устраивал тиш (хасидское застолье), во время которого пелись песни и произносились толкования Торы (Бесетер раам с.100).

Нацисты, которые охотились в первую очередь за еврейскими лидерами, арестовали р. Йехезкеля — над ним глумились, выбрили ему половину бороды. Хасидам удалось организовать его побег — его спрятали в другом гетто, расположенном в городке Кузмир. Узнав о том, что он скрывается именно в этом городе, гестапо потребовало от местного юденрата выдать его — в противном случае нацисты угрожали уничтожением всего тридцатитысячного населения кузмирского гетто. Тогда десять евреев явились к руководителю местного гестапо и предложили, чтобы нацисты казнили их вместо р. Йехезкеля. Гестаповец рассмеялся их наивности и сказал: «Так и быть — умрете вместе с вашим раввином» (Ки эш кадха беапи с.128; Бесетер раам с.100).

Когда р. Йехезкелю стало известно о требовании гестапо, он сказал охранявшим его хасидам: «Лучше я буду жертвоприношением за всю общину — а не наоборот». Десятого тевета 5703 /1943/ года, после утренней молитвы, он окунулся в микву, облачился в белые одежды, талит и тфилин — и вышел к нацистам. В тот же день его расстреляли на площади перед синагогой — вместе с десятью евреями, предложившими свои жизни за него. Перед смертью р. Йехезкель громовым голосом произнес: «Шма, Исроэль…! — Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един!» (Ки эш кадха беапи с.128; Бесетер раам с.100,416).

Хасидам удалось похоронить его в соответствии с еврейским обычаем (Ки эш кадха беапи с.128).


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.