Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Возглавлял ешиву Эрфурта, а затем ешивы в Вормсе, Кельне и Франкфурте

Раби Александр бар Зуслин Кац (убит в 5109 /1349/ г.) — выдающийся законоучитель.

Родился в г. Эрфурте.

Возглавлял ешиву Эрфурта, а затем ешивы в Вормсе, Кельне и Франкфурте.

Составил краткий законодательный сборник Агуда (Объединение). Материал в сборнике организован в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В нем приводятся только псаки — готовые алахические решения. Для обоснования своих решений автор ссылается, в первую очередь, на знаменитых тосафистов Франции и Германии (авторство многих фрагментов из Тосафот нам известно только потому, что они упомянуты в сборнике Агуда).

Книга р. Александра Каца стала для ашкеназских общин одним из основных алахических источников, ее часто цитируют выдающиеся ашкеназские законоучители последующих поколений р. Яаков Алеви Мёллин (Маариль;), р. Исраэль Исерлин (Маарай;), а также Рамо в своей книге Мапа (Скатерть), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух.

В последний период жизни р. Александр Кац вновь возвратился в Эрфурт. В 5109 /1349/ году он погиб, освятив Имя Б-га, в одном из погромов, когда, в период эпидемии чумы, «черной смерти», евреев Германии обвинили в отравлении колодцев.

С разрешения издательства Швут Ами


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.