Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
По материалам журнала «Истоки»

Вавилонский амора (мудрец эпохи составления Талмуда). Полное имя — Рава бар Йосеф бар Хама. (Собственное имя Ава, или Аба; но в сочетании со званием «рав» оно превратилось в Рава.) Родился в Мехозе, неподалеку от Пумбедиты. В юности учился в Суре под руководством рава Хисды, на дочери которого впоследствии женился. Среди его учителей были также рав Йосеф и Раба (о нем мы писали в прошлом выпуске).

Основные дискуссии Рава вел со своим другом и оппонентом Абае, учеником и племянником Рабы, получившим в свое время пост руководителя ешивы в Пумбедите. Этими дискуссиями заполнены многие страницы Вавилонского Талмуда. Интересно, что в большинстве случаев решения почти по всем законам принимаются Талмудом по мнению Равы, а не по мнению Абае (за исключением шести случаев). После смерти Абае главой мудрецов был избран именно Рава, который, основав ешиву в родном городе Мехозе, руководил ею вплоть до своей кончины в 352 году.

Интеллектуальное влияние Равы на современников было поразительным. Он читал живые, остроумные лекции не только в академии, где собирались ученые, но давал открытые уроки перед простым людом, используя свое блестящее знание агады, умение доходчиво и просто объяснить любое трудное место, заинтересовать и покорить слушателей.

Раву любили все. Причем не одни евреи. Так, он состоял в прекрасных отношениях с правящей верхушкой тогдашней Вавилонии, неоднократно добиваясь освобождения от многих государственных повинностей не только для мудрецов Торы, но и для всего еврейского населения.

Главная заслуга Равы состоит в том, что он вместе с Абае развил необычайно мощный диалектический метод при разборе алахических традиций (алаха — еврейский закон), разработанный их предшественниками — равом Йеудой и Рабой. Но они довели этот метод до совершенства, поставив его на такую высоту, что с тех пор он носит их имя — авайот де-Абае ве-Рава. Вся работа предыдущих амораев, вся их традиция, все аргументы и контраргументы для каждой алахи, — все это было критически проверено двумя этими выдающимися исследователями Торы и навеки зафиксировано в Талмуде.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе