Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Вавилонский амора (мудрец эпохи составления Талмуда). Полное имя — Рава бар Йосеф бар Хама. (Собственное имя Ава, или Аба; но в сочетании со званием «рав» оно превратилось в Рава.) Родился в Мехозе, неподалеку от Пумбедиты. В юности учился в Суре под руководством рава Хисды, на дочери которого впоследствии женился. Среди его учителей были также рав Йосеф и Раба (о нем мы писали в прошлом выпуске).

Основные дискуссии Рава вел со своим другом и оппонентом Абае, учеником и племянником Рабы, получившим в свое время пост руководителя ешивы в Пумбедите. Этими дискуссиями заполнены многие страницы Вавилонского Талмуда. Интересно, что в большинстве случаев решения почти по всем законам принимаются Талмудом по мнению Равы, а не по мнению Абае (за исключением шести случаев). После смерти Абае главой мудрецов был избран именно Рава, который, основав ешиву в родном городе Мехозе, руководил ею вплоть до своей кончины в 352 году.

Интеллектуальное влияние Равы на современников было поразительным. Он читал живые, остроумные лекции не только в академии, где собирались ученые, но давал открытые уроки перед простым людом, используя свое блестящее знание агады, умение доходчиво и просто объяснить любое трудное место, заинтересовать и покорить слушателей.

Раву любили все. Причем не одни евреи. Так, он состоял в прекрасных отношениях с правящей верхушкой тогдашней Вавилонии, неоднократно добиваясь освобождения от многих государственных повинностей не только для мудрецов Торы, но и для всего еврейского населения.

Главная заслуга Равы состоит в том, что он вместе с Абае развил необычайно мощный диалектический метод при разборе алахических традиций (алаха — еврейский закон), разработанный их предшественниками — равом Йеудой и Рабой. Но они довели этот метод до совершенства, поставив его на такую высоту, что с тех пор он носит их имя — авайот де-Абае ве-Рава. Вся работа предыдущих амораев, вся их традиция, все аргументы и контраргументы для каждой алахи, — все это было критически проверено двумя этими выдающимися исследователями Торы и навеки зафиксировано в Талмуде.

Читайте также: тематический обзор Абае


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»