Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Краткая биография»

Исерлес, раби Моше бен Исраэль, сокращенно Рама (ашкеназские евреи произносят — Рамо), родился ок. 1525 года в Кракове, умер там же в 1572 году, на Лаг-Баомер. Выдающийся кодификатор законов Торы. Происходил из богатой семьи, славившейся своим учеными. Уже в молодости пользовался авторитетом выдающегося талмудиста. С 1550 года член краковского бейт-дина. Основал в родном городе ешиву, которую содержал на свой счет. Переписывался практически со всеми крупными законоучителями своего времени, среди которых были раби Шломо Лурия и раби Йосеф Каро (составитель Шульхан-Аруха). Решения Рамо по всем вопросам безусловно признавались всеми общинами Европы.

Рав Лурия о нем сказал, перефразируя известное выражение о Рамбаме: «Ми-Моше ад Моше ло кам ке-Моше, От Моше (Рамбама) до Моше (Рамо) не было Моше (как Рамо)». Эта надпись была написана на его могиле рядом с синагогой, в которой он молился. Синагога простояла вплоть до нацистских погромов.

Главный труд его жизни — Мапа (Скатерть) — приложения к Шульхан-Аруху, основному кодексу законов, которым располагает еврейский мир. Сначала он задумал его как сборник пояснений к «Арба Турим» раби Яакова бен Ашер. Но после выхода в свет книги раби Й.Каро «Бейт Йосеф», в которой по существу была совершена та же работа, Рамо решил изменить форму своего сочинения, превратив его в дополнения к труду Каро. При этом он привел в нем постановления, опущенные Каро, а также обычаи, принятые в ашкеназских общинах. Кроме сборников законов и комментариев к Талмуду, Рамо написал также много книг по философии и кабале.

Изучая Шульхан-Арух как свод законов Устной Торы, за окончательное решение во всех расхождениях между р.Й.Каро и р.Исерлесом мы принимаем мнение последнего.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.