Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель

Раби Давид бар Шмуэль Алеви (Таз; 5346—5427 /1586—1667/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения; автор книги Турей заав (Золотые ряды).

Родился на Волыни, в местечке Людмире, раввином которого был его отец, р. Шмуэль Алеви.

Первым наставником Давида был старший брат, р. Ицхак Алеви, автор сборника респонсов ТшувотМаари Алеви (Ответы р. Ицхака Алеви). К семи годам Давид уже изучил и помнил наизусть, слово в слово, три сложнейших трактата Талмуда, посвященных имущественным тяжбам, — три «Бавы» (Бава кама, Бава меция и Бава батра).

Еще не достигнув возраста бар-мицвы, начал учиться в ешиве г. Меджибожа, возглавляемой р. Йоэлем Сиркисом (Бахом; см.), автором книги Байт хадаш (Новый дом). Впоследствии р. Давид женился на дочери Баха, Ривке. Молодая семья поселилась в Бриске (Бресте), где Бах был главным раввином города, — и р. Давид продолжил учиться в его ешиве. Когда период ученичества завершился, р. Давид переехал в Краков и основал там свой дом учения.

В 5378 /1618/ году р. Давид Алеви получил первую раввинсую должность — в маленьком местечке Потылица.

Рассказывается, что в Потылице семья р. Давида жила в крайней бедности. И однажды, когда книгоноша привез в местечко очень ценную книгу — законодательный кодекс Агуда (Объединение), у молодого раввина не оказалось достаточной суммы денег для ее покупки. Этот кодекс, составленный в четырнадцатом веке раввином из Франкфурта на Майне р. Александром Кацем (см.), издавался ко времени р. Давида всего один раз — в Кракове, в 5331 /1571/ году, — и поэтому стоил довольно дорого. И вот, не имея другого выхода, р. Давид попросил книгоношу одолжить ему драгоценный манускрипт на ночь. До рассвета он успел досконально проштудировать сложнейшую книгу, а наутро возвратил ее, заплатив книгоноше половину ее цены — потому что не хотел даром наслаждаться чужим имуществом. Ученики р. Давида свидетельствовали, что везде, где в своих сочинениях он цитировал эту книгу, он делал это по памяти — за ту ночь, с одного прочтения, он запомнил кодекс Агуда наизусть (Сарей амеа 3:1).

После Потылицы, р. Давид возглавлял общины еще нескольких маленьких местечек, а затем, начиная с 5380 /1620/ года, поселился в Познани, столице Великой Польши. Он прожил в этом городе около двадцати лет, не занимая никаких официальных должностей и целиком посвятив себя изучению Торы, — в то время, как заботу об обеспечении его семьи взял на себя его тесть Бах, возглавлявший в эти годы общину Кракова.

После того, как в 5400 /1640/ году умер Бах и материальная поддержка прекратилась, р. Давид возглавил общину Острога, крупнейшего города на Волыни, и основал там ешиву, привлекавшую сотни учеников со всей Польши.

В этот период р. Давид работал над развернутым комментарием ко всем четырем разделам кодекса Шульхан арух, составленного р. Йосефом Каро (см.). Приводя мнения более поздних законоучителей, р. Давид сопоставлял их с точкой зрения, отраженной в Шульхан арухе, а затем предлагал свои алахические выводы — по большинству вопросов он следовал мнению своего наставника, Баха.

В 5406 /1646/ году в люблинской типографии был издан его комментарий на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости), содержащий повеления и запреты ритуального характера. Эта книга, получившая название Турей заав (Золотые ряды), принесла ему славу и высочайший авторитет в глазах знатоков Торы.

В последующих поколениях комментарий стали называть сокращенно «Таз» (аббревиатура слов Турей заав) — а затем название прославленной книги, как это часто бывает в еврейской традиции, заменило собой имя автора.

В 5408 /1648/ году, во время бесчинств и погромов, связанных с восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого, Таз бежал из Острога в Люблин, а оттуда в Моравию. В элегии, посвященной трагедии евреев Польши и Украины, он описал свое чудесное избавление от рук убийц.

По возвращении в Польшу в 5414 /1654/ году, Таз стал главным бодеком (проверяющим кашерность забитого скота) в г. Лемберге (Львове), а затем — раввином всей округи этого города (в ряде крупных городов было по два раввина, один из которых возглавлял общину самого города, а второй — общины прилегающих городов и местечек).

Таз оставался раввином округи Лемберга до последних дней своего земного пути — в эти годы он был одним из общепризнанных духовных лидеров всего поколения.

Р. Давид Алеви скончался двадцать шестого швата 5427 /1667/ года в г. Лемберге, и там похоронен.

В 5449 /1689/ году в еврейской типографии г. Диренпорта вышла в свет его книга Диврей Давид (Речи Давида), содержащая его пояснения к комментарию Раши (см.) на Пятикнижие.

Остальные три части его знаменитого комментария к кодексу Шульхан арух также были изданы уже после смерти автора: комментарии, относящиеся к разделам Орах хаим (Образ жизни) и Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), — в 5452 /1692/ году, а комментарий на раздел Эвен аэзер (Камень помощи) — еще полвека спустя, в 5514 /1754/ году.

Особое распространение среди знатоков Торы получили комментарии на два раздела: Йоре деа и Орах хаим — в большинстве изданий указанных разделов комментарий Таза печатается рядом с основным текстом Шульхан аруха, став его неотъемлемой интегральной частью.

Его комментарий к этим разделам приобрел статус одного из самых авторитетных источников алахи. Выдающийся ашкеназский законоучитель р. Яаков-Йеошуа Фальк (см.), автор книги Пней Йеошуа (Лик Йеошуа), указывал, что «в большинстве случаев закон устанавливается в соответствии с его (Таза) мнением…, ибо он — величайший из мудрецов последних поколений, и нет никого, кто был бы выше его».

с разрешения издательства Швут Ами


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше