Темы: Еврейская женщина, Женщина, Виктория Фридман, Скромность в одежде, Головной убор
Добрый день! Помогите мне советом, как одеть кисуй рош (головное покрытие). Я понимаю, что это необходимо, муж очень хочет. Но, несмотря на всё, мне это непросто сделать. В субботу в синагогу я одеваю кисуй кош, на сеудат шаббат (субботнюю трапезу) тоже, а в обычный день, на работу — нет. Я молюсь, чтобы это желание пришло ко мне и сделать это с лёгкостью и с уверенностью, что я кисуй уже не сниму. Заранее благодарю. Дай Б-г Вам здоровья и счастья! Н.
Отвечает рабанит Виктория Фридман
Уважаемая Н.!
На Ваш вопрос очень хочется ответить вопросом. Почему? Что мешает Вам носить кисуй-рош на работу?
Думается, если Вы точно определите причины, это приблизит Вас к разрешению Вашей проблемы.
Я могу предположить два варианта объяснения, почему Вы не можете послушно и достаточно безразлично (я уж не говорю «с радостью») исполнить желание мужа насчет кисуй-рош с той же легкостью, с какой Вы подаете ему чай или гладите рубашки. Первый — протест, так сказать, эстетический, второй — мировоззренческий (ощущение, что с покрытой головой Вы как будто заявляете себя не совсем тем человеком, каким являетесь внутри). Обе причины кажутся мне интересными и плодотворными.
Первая — потому, что внешний облик женщины, которая начинает соблюдать заповеди, не может не измениться, и не только в отношении прически или головного убора, но и в отношении одежды, жестикуляции, громкости тона и еще массы вещей. У Вас наверняка есть свой стиль, свои любимые цвета и формы, к которым Вы тоже в свое время как-то вырабатывали отношение. Так что дело Вам отчасти знакомо. А придумывать облик, сообразуясь с целым рядом определенных условий, занятие вполне творческое. Это процесс, который подарит Вам массу сюрпризов и новых эстетических решений. Изменить имидж и при этом не подурнеть — задача достойная.
Вторая причина — мировоззренческая — посложнее. Наш взгляд на мир меняется, развивается, углубляется постоянно. И слава Б-гу! Значит, тут Ваша задача — осознать со всей ясностью, по какому пути Вы идете.
Дома, в бейт-кнессете (синагоге), т.е. среди «своих», Вам, как я поняла, носить кисуй-рош нетрудно. Проблема с работой. Вас смущает реакция внешнего мира? Сотрудников? У Вас на работе любят насмешливо судачить о «религиозных»? А Вы хотите дружить, а не противостоять? Я не утверждаю, просто пробую угадать. Одно могу сказать: над человеком с твердой и определенной позицией не смеются. И даже если какое-то время держатся от него подальше, то потом начинают проявлять интерес к его взглядам. Так что еще неизвестно, кто на кого тут может повлиять.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»