Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Совместное проживание
Добрый день! У меня непростые отношения с мамой. Мне очень не нравится, что она часто кричит, если я поступаю не так, как ей того хочется. Еще меня очень раздражает, что она плохо отзывается о людях, даже мало знакомых ей, никому не доверяет. В людях видит больше плохого, чем хорошего, и говорит об этом мне. Мне это очень портит настроение. И даже иногда ее мнение о ком-то влияет на мое, хотя вначале я думаю позитивно о человеке. Последнее время я не выдерживаю и срываюсь, делая замечания маме о том, что хватит видеть в людях только плохое и пусть не делится этим со мной. Есть ли у меня вообще такое право — делать замечания родителям, или надо просто молча терпеть? Заранее спасибо. N.
Уважаемая N.,
Я могу говорить только с двух позиций: одна — позиция иудаизма, которая предлагает четкие критерии, по которым можно оценить наше поведение с родителями. Вторая — позиция здравого смысла и пользы.
Еврейский Закон говорит, что дети не должны делать родителям какие бы то ни было замечания, критиковать вслух их поведение и учить их, как себя вести правильно. С другой стороны, Вы не обязаны принимать мнение мамы и можете, фигурально выражаясь, пропускать ее слова мимо ушей.
С точки зрения здравого смысла: т.к. Ваша мама уже явно старше пятидесяти, вряд ли Вам удастся изменить ее взгляды на жизнь, которые, наверное, сложились в результате нелегкого жизненного опыта. По жизни мы сталкиваемся с самыми разными людьми. Дурное очень часто бросается в глаза, и требуется большая работа над собой, чтобы смотреть на жизнь оптимистически. Далеко не все это могут и умеют. Я бы на Вашем месте попыталась внутренне посочувствовать маме. Как, должно быть, тяжело человеку, который смотрит на мир таким мрачным взглядом. От того, что Вы ей будете делать замечания и пытаться перевоспитывать, она вряд ли изменится. А вот Ваши отношения с ней рискуют сильно ухудшиться. Если же Вы говорите себе: «Хорошо, я знаю, что мама такая, поэтому — сказала и сказала. Я не должна на это обращать внимания», тогда и Ваши страдания становятся меньше, особенно, если Вы обещаете себе внутренне не прислушиваться к этому мнению. Ведь мы все слышим, что говорят очень разные люди на разные темы, и далеко не всякое мнение для нас существенно. Поэтому, если Вы себе скажете: «Когда мама говорит о других, я знаю, что это идет от ее подхода к жизни, а вовсе не обязательно от объективного анализа конкретной ситуации, поэтому я этому мнению не даю вес», это поможет Вам гораздо больше, чем попытки заставить маму замолчать и ссоры с ней.
Желаю Вам набраться сил и терпения для отношений с мамой. Пусть Вас поддержит мысль, что уважение к родителям — это очень богоугодное поведение.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»