Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Недельная глава для подростков.
Копирование запрещено!

«Раскаяние противовеса»

«…смотрите, Господь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды» (Шмот 35, 30).

Рабби Моше Файнштейн указал, что выражение кара а-Шем («Господь призвал») употребляется обычно, когда речь идёт о пророчестве. А ведь Бецалель не был пророком. Объясняет это рабби Моше Файнштейн так: в пророчестве явно открывается воля Всевышнего. Но как существует прямое выражение Его воли, так существует и «косвенное»: «И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством» (там же, 31).

Таланты, которые человек находит в себе, — как призыв свыше осуществить их и использовать для увеличения Славы Небес и строительства Мишкана. Как для строительства своего внутреннего мишкана — где сможет обитать Шхина, так и для создания места для Шхины в мире, распространения Торы и страха перед Всевышним и освящения Имени Небес во всех областях жизни. Потому что «Каждого, названного именем Моим… во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (Йешая 43, 7). Всё создано для прославления Имени Небес.

Человек знает свои силы, осознаёт способности. Он должен спросить себя: использую ли я все свои таланты для прославления Имени Небес, для того, чтобы помочь людям подняться, для распространения Торы?

Есть понятие тшуват а-мишкаль, можно перевести как «раскаяние противовеса». Источник этого выражения — в мидраше: «Если совершил ты воз грехов, соверши в противовес им воз мицвот». Похожий совет даёт мудрец Бава бен-Бута царю Гордусу: «Ты погасил свет мира (уничтожив мудрецов), займись (теперь возвращением) света в мир (построив Храм)». Подобно этому, когда Хава «погасила свет мира» — вкусила от древа познания добра и зла, накормила его плодами Адама и привела, таким образом, смерть в мир, — ей была дана мицва зажигать субботние свечи.

Так же толкуют начало нашего недельного раздела. Создавая золотого тельца, народ не дождался Моше-рабейну, не послушал указаний Хура и не спросил совета Аарона. Теперь, «в противовес», Моше-рабейну должен собрать народ, чтобы слушал его.

О «раскаянии противовеса» речь идёт и в следующем рассказе, который может помочь каждому припомнить и оценить свои действия.

В Израиле работает сегодня один аврех, талмид-хахам. Он без устали переезжает с места на место, выступает, говорит с людьми, убеждает и записывает детей в религиозные школы и детские сады. Он не знает отдыха. Мы встретились с ним на этой неделе и спросили, в чём секрет его энергии. Он ответил: «Это моё раскаяние».

«Раскаяние? В чём?» И он рассказал нам:

«Много лет назад я также занимался записью детей в религиозные школы. Затем стал преподавать. Около года назад, перед Йом-Кипуром, меня пригласили прочесть лекцию в тюрьме — в рамках “кампании за пробуждение”, которую проводила администрация тюрем. Все внимательно слушали, а один заключённый не сводил с меня взгляда. Когда я закончил лекцию, он встал и спросил: “Уважаемый рав помнит меня? ”»

«Я посмотрел на него, но не вспомнил».

«А он продолжил: “Зато я вас помню. Я учился в школе, когда вы пришли поговорить с нами об учёбе в йешиве. Я даже помню, что у вас была белая сусита (машина израильского производства)… ”»

«Это было правдой. Я вспомнил, что выступал там и не особенно преуспел…»

«Тогда этот парень закричал: “Вы, уважаемый рав, виноваты в том, что я сейчас здесь, преступник и заключённый. Вы виноваты! Почему? А потому что говорили с нами аптечными словами, осторожно. Говорили о свете и сиянии вместо того, чтобы дать по башке, предостеречь от того, что ожидает на той стороне. Вы виноваты, рабби, из-за вас я здесь”».

«Что вам сказать? Его слова вонзились в моё сердце, как стрела. С тех пор не могу успокоиться. Кто знает, если бы я был более решителен, более воодушевлён, проявил большую настойчивость, — может, этот парень и другие, подобные ему, жили бы сегодня нормальной жизнью, счастливой, у них были бы хорошие семьи. Они были бы евреями, живущими в мире со своей верой и выбором. А не докатились бы до тюрьмы».

«Я спросил своего рава, чем это можно искупить, и он посоветовал мне “раскаяние противовеса”. Поэтому я начал со всей энергией заниматься записью детей в школы и детские сады. И молюсь, чтобы Всевышний простил мои ошибки».

И надо помнить каждому человеку Торы и всем, преданным слову Всевышнего: не было ещё такого поколения, как сейчас, когда возможны буквально чудеса в деле возвращения евреев к Творцу. Уже сказано: «Мудрее врагов моих…» (Тэилим 119, 98; можно перевести и как «Мудрее от врагов моих…»). Поколение назад, когда руководители государства стремились оторвать евреев от их наследия, «Репатриация молодёжи» приложила все усилия, чтобы искоренить веру. (Мы не предъявляем счетов. Колесо повернулось, и народ вернулся к своему наследию). Мы ещё помним, как вся эта молодёжь в едином порыве выполняла поставленную задачу, активисты, инструктора, учителя — все. А где наша молодёжь? Аврехим, вы где? Множество людей ждут слова Всевышнего… (Мааян а-Шавуа).

Каждый ребёнок может стать великим мудрецом поколения

«…с распростёртыми вверх крыльями…» (Шмот 37, 9)

У некоторых детей бывают такие высокие духовные устремления, что, используя слова Писания, можно сказать: их «крылья» простёрты вверх… Глядя на них, трудно поверить, что перед нами маленький ребёнок.

Задача родителей и воспитателей — дать этим устремлениям развиться, «крыльям» — окрепнуть. Не подрезать их…

Рабби Меиру Шапиро из Люблина ещё в детстве пришла идея: каждый еврей может изучать ежедневно один лист Гмары. Но взрослые, услышав от него эту идею, только смеялись.

Со временем ребёнок вырос и стал прославленным и почитаемым «рабби Меиром Шапиро». Он приехал в свой родной город, где жили те, кто над ним смеялся. Он напомнил им это и добавил, что ещё немного — и он отказался бы от своей идеи из-за насмешек.

И евреи потеряли бы бесконечное число листов Гмары, которые были и будут изучены благодаря этому ребёнку…

Подобное может случиться не только с рабби Меиром Шапиро, но и с каждым из наших детей. Рабби Дов Яффе, духовный руководитель йешивы Кфар Хасидим часто вспоминал, как Хазон Иш сказал ему: каждого человека Торы в наши дни «следует подозревать в том, что он — из великих мудрецов поколения».

Но некоторые родители, видя, что сын «простирает крылья вверх», кричат на него. Так можно оставить еврейский народ без великого мудреца поколения… (Алейну лэшабеах).

В награду за приготовление субботнего блюда…

«…в день же седьмой да будет у вас освящение…» (Шмот 35, 2)

Сказал рав Хида: везде, где сказано лахэм — «у вас», имеется в виду «для вас», «для вашего блага». А суббота полна блаженством и благом, едой и питьём, красивой одеждой и отдыхом. Сказано в Писании: «…в день же седьмой да будет у вас — освящение». Чтобы «у вас» было свято. Чтобы все удовольствия субботнего дня были пропитаны святостью, и чтобы мы наслаждались ими во Имя Небес.

Рассказал рабби Маатук Хаттаб историю о царе, вознесённом высоко, пожелавшем построить дворец, который станет верхом совершенства. Он спросил, кто лучший строитель, и ему порекомендовали подрядчика-еврея, чья работа безупречна. Построил подрядчик дворец в соответствии с желанием царя, и царь спросил, какую награду тот хочет. Ответил подрядчик: «Чтобы евреи были освобождены от царского налога на десять лет». Царь согласился и выполнил его просьбу.

Затем царю понадобился столяр. Ему порекомендовали ненавистника евреев, который также выполнил свою работу в соответствии с желанием царя. Царь спросил, какую награду тот хочет. Ответил столяр: «Чтобы бросили в море еврея-строителя». Сила ненависти… Приказал царь выполнить просьбу столяра. Связали строителя и повезли на корабле в море. Но пожалел его моряк, укрыл на корабле, привёз к себе домой и спрятал. Сидит строитель без дела и молит Всевышнего изменить его судьбу.

Только от одного он не отказался: попросил, чтобы каждую пятницу давали ему готовить рыбу на субботу. Он сам её резал, очищал от внутренностей, солил и готовил. И однажды накануне субботы получил свою награду: во внутренностях рыбы был царский перстень. Моряк разузнал для него, как перстень туда попал. Оказалось, царь плыл на корабле и играл с перстнем на палубе. Вдруг перстень соскользнул с его руки в море. Велико было горе царя, т.к. перстень этот передавался в его роде по наследству.

Строитель принял всё это к сведению и попросил своего благодетеля разузнать, когда царь гуляет по берегу моря.

Царь вышел на прогулку и вдруг видит: идёт из воды человек ему навстречу. Поднялся из моря строитель, полностью одетый, и приблизился, весь мокрый, к царю. Поклонился. Царь, к своему удивлению, узнал подрядчика, строившего дворец. «Что ты делаешь здесь?» — спросил он.

Еврей снова поклонился: «В своё время приказал царь бросить меня в море». Царь припомнил. «Приплыла огромная рыба и проглотила меня, и принесла к Ливьятану (Левиафану). Удивился Ливьятан моему прибытию, и я поведал ему свою историю. Обрадовался Ливьятан возможности, которая представилась, и сказал: “Давно хотел я построить дворец, чтобы был верхом совершенства, и вот, послал мне Всевышний нужного человека”. Он доставил все необходимые материалы, а осьминоги мне помогали. Я построил ему совершеннейший дворец, а теперь его нужно обставить. Ливьятан отпустил меня и приказал доставить к берегу, чтобы я предстал пред царём и попросил послать Ливьятану столяра, который работал в царском дворце. А в доказательство передал мне царский перстень, что упал в море, а один из его подданных принёс ему».

И передал царю потерянный перстень. Других доказательств не понадобилось. Ненавистника евреев связали и бросили в море, а строитель вышел на свободу. И всё это — в заслугу приготовления субботнего блюда (Авотейну сипру лану, Хохма у-мусар).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Как пахать на семью и мужа — так давай, а как насчет скромности — так будь принцессой?!

Сегодня, отвечает Лея Солганик

Как вести себя с мамой, которая постоянно критикует мою веру и нарушает мое личное пространство?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

В школе сына проводят обязательную литургию...

17 августа, отвечает Рав Ашер Кушнир