Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если запрещено что-то конкретное, значит, этот запрет касается только того, о чем сказано прямым текстом. Решение о том, что Моше не войдет в Страну Израиля было принято из-за его греха у «Вод распри».

«И умолял я Господа в то время, говоря… Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую…» (Дварим 3:23, 25).

Моше просил Б-га дать ему вступить в Страну Израиля «в то время». Что это за особое время, в которое, как Моше надеялся, Б-г отменит Свое решение и позволит ему войти в Землю Израиля?

Раши[i] объясняет: после того, как Моше завоевал землю Сихона и Ога, он подумал, что, если уж ему позволено поселить сынов Гада и Реувена в этих местах, возможно, запрет частично снят. Быть может, его молитва отменить запрет полностью будет принята.

Еще одно объяснение находим у гаона раби Йонатана Эйбешица[ii]. Следующая история поможет нам понять это объяснение.

Это было в жаркий день. Царь Египта с супругой прогуливались в дворцовом саду. Веера было недостаточно, а в саду не было ни малейшего дуновения. Царская чета среди цветущих деревьев жаждала хоть немного свежести.

Они проходили мимо ручья, и у царицы возникла идея. Она сняла туфли и собиралась опустить ступни в прохладную воду. Но тут прозвучал грозный голос царя: «Ни в коем случае! Не подобает царице мыть ноги в ручье. Это могут увидеть слуги и работники дворца. Подожди, пока вернемся во дворец».

Но царица проявила некую долю дерзости и ответила: «А, по-моему, нет ничего постыдного в том, чтобы омыть ноги в прохладном ручье в такой знойный день». Царю не нравилась строптивость царицы. «Не бывать тому! Я запрещаю тебе входить в эту воду».

Каждый из них оставался при своем мнении, и наконец царица сделала то, что собиралась. Ей докучал не столько зной, сколько сам факт, что муж пытается предписывать ей, как себя вести.

Разгневанный царь в тот момент не мог ничего поделать с ее упрямством, но он решил не сдаваться.

Весь обратный путь во дворец он размышлял, как наказать жену так, чтобы тяжесть наказания соответствовала преступлению. Когда они добрались до входа во дворец, его гнев уже несколько утих, но всё же он рассказал об этом случае придворным. К вечеру же он совершенно успокоился и решил забыть об этом происшествии.

Но поскольку придворные были уже в курсе, они потребовали суда над царицей. Египетский закон той поры однозначно называл всякого, кто шел наперекор царской воле, бунтарем и изменником, которому положена смертная казнь. Царю, гнев которого уже прошел, вовсе не хотелось применять такой закон в отношении собственной жены.

Пребывая в унынии, он вызвал к себе троих мудрецов, чтобы попросить у них совета. Это были раввин, кадий (мусульманский судья, судящий по шариату) и христианский священник.

Раввин попросил дать ему несколько дней. Он использовал это время для того, чтобы отправить телеграмму раввину Иерусалима — гаону раби Йеошуа-Лейбу Дискину[iii]. Через три дня пришел ответ, где рав Дискин ссылался на Гмару (Авода Зара 47).

Решение было истинно талмудическим. В Гмаре сказано, что если человек поклонялся ручью, воду это ручья не запрещено использовать, поскольку та вода, которой он кланялся, уже утекла, а сейчас течет другая.

Раввин сделал вывод, что царица не нарушила волю царя. Ведь вода, в которой она омыла ноги, была уже не той, в которую ей было запрещено входить. Ведь та вода уже утекла.

Раввин передал царю этот ответ. Царь был весьма доволен и воспринял этот ответ значительно лучше, чем другие. Позиции раввина и еврейской общины в государстве укрепились.

Вывод прост: если запрещено что-то конкретное, значит, этот запрет касается только того, о чем сказано прямым текстом. А всё, о чем не сказано, не запрещено.

Отсюда следует и ответ на наш вопрос. Решение о том, что Моше не войдет в Страну Израиля было принято из-за его греха у «Вод распри» (Бэмидбар 20:12). «И Б-г сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им».

Моше решил, что «не введете вы общества этого» относится только к ним обоим, Моше и Аарону вместе. И поскольку Аарон умер и Моше остался один, теперь запрета нет.

Кроме того, было сказано: «общества этого». Но поколение пустыни уже ушло, спустя сорок лет никого из них не осталось, только их дети. А значит, полагал Моше, запрет отменен и можно молиться. (Лэламедха)


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Раби Йонатан бар-Натан-Нета Эйбешиц (Эйбешюц) (5450-5524 / 1690-1764, Польша — Моравия — Богемия — Эльзас — Германия) — выдающийся законоучитель и каббалист.

[iii] Раби Йеошуа-Лейб бар-Биньямин Дискин (Маариль Дискин; 5579-5658 / 1819-1898, Польша — Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше