Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя, чтобы человек подумал, будто упрек вызван ненавистью. Нужно показать прежде, что он для нас — ближний, брат.

«И сказал им Яаков: братья мои! Откуда вы?» (Берешит 29:4).

Праотец Яаков приближается к Харану и видит три стада овец возле колодца и сидящих без дела пастухов. «И сказал им Яаков: братья мои! Откуда вы? И они сказали: мы из Харана».

Странно! Это были чужие люди, которых он никогда прежде не видел, о которых не слышал, но первое его слово: «братья». Да разве ж это братья? Друзья или знакомые?

Раби Яаков Каменецкий[1] в книге «Эмет лэ-Яаков» пишет следующее: «Праотец наш Яаков увидел, что они сидят без дела, и хотел упрекнуть их: “…ведь день еще велик, не время собираться скоту: напоите овец и идите, пасите” (там же, стих 7). Но всякий, кто хочет упрекнуть, сначала должен раскрыть чувство братства и близости! Он должен продемонстрировать, что его упрек — это не отрицание, не отчуждение и не враждебность. Напротив, упрек исходит из любви и желания добра человеку. Это желание улучшить и исправить, сделать хорошее еще лучшим. Вот почему он начал с того, что обратился к ним со словом “братья”».

Это верно и в других ситуациях и областях: в семейных отношениях, в воспитании детей, при наставлении молодежи и обучении взрослых. Сначала — любовь и полное приятие. Вот почему исход из Египта предшествовал дарованию Торы. Сначала Всевышний показал нам, что мы — избранный Им народ, дал нам благо: ман, колодец Мирьям и Облака Славы. Благодаря этой близости Всевышнего мы сказали: «всё, что говорил Господь, сделаем и услышим» (Шмот 24:7), благодаря ей приняли Тору.

Об этом и сказано: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем, ты увещеванием упрекни ближнего твоего — и не понесешь за него греха» (Ваикра 19:17). Нельзя, чтобы человек подумал, будто упрек вызван ненавистью. Нужно показать прежде, что он для нас — ближний, брат.

Когда я работал в институте «Ломда»[2] в Иерусалиме, рав Йешая Вебер вел там курс Гмары. Ко мне пришел один учитель, хасид из «Толдот Авраам-Ицхак», интересовавшийся этим курсом, и рассказал следующую историю.

Когда-то у одного из учеников в его хедере умерла мать. Через месяц после ее смерти отец повторно женился. Ребенок, не получивший на этом трудном этапе своей жизни никакой помощи и совета (тогда еще не было системы психологической помощи), впал в депрессию.

В классе это проявлялось так: посреди урока он ложился на скамейку и не соглашался встать. Даже понимая душевное состояние ребенка, преподаватель не мог разрешить такое поведение на уроке, чтобы не повредить остальным ученикам. Он сделал замечание, а мальчик в знак протеста ушел.

Преподаватель встретил своего старого друга (который, правда, педагогику не изучал) и попросил совета, как поступить. Тот без колебаний ответил: «В чем дело? Пару пощечин — и пусть садится на место».

Учитель вернулся в класс. Он не стал давать пощечину, а тем более две. Он подошел к скамейке, где лежал ребенок, с запиской в руках: «Как себя чувствуешь?» Тот вышел из класса, а через десять минут вернулся и написал: «Мне плохо». Учитель снова взял записку и написал: «Понимаю».

Ребенок не сел на место сразу, но сделал это на следующем уроке. Да, он не начал с того же дня усердно учиться, но между ним и учителем возник контакт. Со временем этот мальчик «исправился» и продолжил учиться, как все остальные.

Прошло несколько лет. Ребенок вырос и стал учеником ешивы. Однажды тот учитель встретил его на улице и спросил, как дела. Парень достал из кармана пиджака старую потрепанную записку, которую хранил, как оказалось, все эти годы. Учитель был тронут и хотел взять ее себе — как напоминание и предостережение. Но юноша отказался: «Нет, она моя. Каждый раз, когда мне трудно, я смотрю на нее и становлюсь сильнее».

Учитель закончил свой рассказ словами: «Не могу даже думать, что было бы, если бы я, не дай Б-г, послушал совета друга и дал ребенку пару пощечин» (Бэха Батахну).


[1] Рав Яаков Каменецкий (5651-5746/1891-1986, Российская империя — США) — один из выдающихся духовных лидеров еврейских общин США, глава ешивы «Тора вэ-Даат» в Нью-Йорке, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в Америке.

[2] Один из институтов, где харедим получают профессию (изучают, например, программирование, социологию и др. на первую академическую степень).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше