Темы: Еврейская скромность, Кашрут, Оцарот, Благодарность, Рассказы
«Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота — его можете есть» (Ваикра 11:3).
Раши объясняет выражение «отрыгивает жвачку» так: «Выводит, изрыгает пищу из желудка и возвращает ее в рот, чтобы вторично пережевать ее и тщательно измельчить».
Наш учитель рав Ицхак Арама в книге «Акедат Ицхак» отмечает: эти два признака чистоты животного помогают составить представление и о чистоте человека, его качеств. Животные с цельным копытом топчут, а звери с когтями — терзают добычу. Раздвоенное же копыто «не допускает» захвата чужого, оно — не «хваткое».
А повторное пережевывание пищи «намекает» на умение довольствоваться малым: такие животные не рвутся за «добавкой», им достаточно того, что они уже съели.
Основываясь на этом, мы можем понять, в чем тайна такого умения — довольствоваться тем, что имеешь. Нужно не просто ощущать сытость, но и «пережевывать вторично». Смысл здесь такой. Обычно человек стремится удовлетворить свои желания, которым неведомо насыщение: у кого есть сто монет, хочет двести, а у кого есть двести — желает четыреста. И не потому, что ему мало приобретенного, а потому, что такова человеческая природа: внимание человека отвлекается от того, что ему уже принадлежит, а все его устремления направлены к тому, что еще не достигнуто.
Всем знакома картина: ребенок рвется к игрушке, получает ее, в конце концов, и вскоре она уже валяется без дела, а ребенок рвется к следующей игрушке…
Если бы человек умел «пережевывать вторично» и думать о том, чего уже достиг, он благодарил бы Творца за то, что имеет. Он говорил бы спасибо за жизнь и здоровье, за еду и одежду, за жилье и заработок, за семью и спокойствие — и тогда не было бы никого счастливее его.
Однажды в синагогу пришел парень и принес угощение.
— Что случилось?
— Это благодарственная трапеза, — отвечает он. — Вчера я шел на работу и, когда переходил дорогу, меня сбила машина, но с Б-жьей помощью я остался цел и невредим!
На следующий день в синагогу приходит другой человек и тоже приносит угощение.
— А с тобой что случилось? — спрашивают его. — Тоже машина сбила?
Тот отвечает:
— Нет. Я двадцать лет перехожу улицу по пути на работу, и еще ни разу меня не сбила машина. Вот за это я и благодарю!
Есть ситуации, когда каждый человек обязан благодарить Всевышнего: за исцеление, за спасение при аварии и т.д. Но если мы никогда не попадали в опасные ситуации, разве не должны мы благодарить еще больше?
Слава Б-гу, мы живы, здоровы и дееспособны, у нас есть пища, чтобы есть, и одежда, чтобы носить (см. Берешит 28:20 и толкования). Спасибо Тебе, Творец мира!
Если уж Всевышний дарит нам что-то из Своих благ, мы должны не только благодарить Его устно, но и демонстрировать своими поступками, что «всё поняли»: сами делаем добро нашим ближним, подобно Ему. Как Он милосерден, так и мы будем проявлять милосердие. И это — то добро и милосердие, которое останется с нами. Они и будут сопровождать нас в будущем мире.
Была пятница. Отец с сыном шли из магазина, неся массу всевозможных покупок. В том числе — пять буханок хлеба. Когда они подошли к стоянке, какой-то человек смущенно спросил, не могут ли они дать ему что-то поесть…
Они без промедления, с улыбкой протянули ему две буханки. Человек поблагодарил их и пошел своей дорогой.
Отец спросил сына:
— Сколько буханок у нас осталось?
— Три, — отозвался сын.
— Подумай еще раз, — посоветовал отец.
Но сын не понимал, что тот имеет в виду.
— Папа, — начал рассуждать он. — Было пять буханок, мы отдали две, значит, осталось три. Это простое арифметическое действие.
Отец улыбнулся и подсказал:
— Правильный ответ: две буханки!
Сын смотрел на него, ничего не понимая.
Отец продолжил:
— Три буханки, которые остались в пакете, мы уже скоро съедим, и от них ничего не останется. Но те две, что отдали бедному, останутся с нами навечно. На весах заслуг на Небесах нам только что взвесили две буханки, и их у нас уже никто не отнимет!
Друзья, всю свою жизнь мы копим и собираем, покупаем и вкладываем, посвящаем дни и ночи тому, чтобы построить себе качественный и приятный мир. Но, в конце концов, все наши труды для этой цели и все приобретения — дома, машины, бизнес — всё это останется здесь! Деньги и имущество останутся здесь, а что же на самом деле останется с нами? Только заповеди, которые мы выполнили, и добрые дела, которые совершили. Они навеки будут записаны как наши заслуги (Маайан а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»