Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Когда благодарят Всевышнего за избавление от опасности?

Темы: Рав Реувен Куклин, Молитва, Благословения, Болезни

Отложить Отложено

Доброго времени суток, уважаемые Раввины! С праздником Вас!

Прошу проконсультировать меня в отношении «биркат а-гомель». В каких случаях нужно говорить эту браху, как именно ее произносят и где? Например, если была операция, не очень сложная, но под общим наркозом, нужно ли сказать «биркат а-гомель»?

Заранее благодарна, с уважением, Ила Това, Израиль, Хулон.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ила Това!

Мудрецы установили, что человек, который был в опасности и спасся, должен произнести особое благословение: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром». Т.е., человек должен ощущать: Всевышний помиловал его — спас от опасности, хотя он и не был достоин спасения (мы подчёркиваем это, говоря: «Творящий добро даже грешным»).

В Талмуде (Брахот 54 б) сказано: в четырёх случаях обязан человек произнести это благословение. 1) Его произносит тот, кто был в тюрьме и вышел на свободу; 2) тот, кто был болен и исцелился; 3) тот, кто отправился в путешествие по морю и сошёл на берег невредимым; 4) тот, кто ехал или шёл по пустыне и невредимым пришёл в населённый пункт. В каждой из этих ситуаций присутствует опасность для жизни. Поэтому мудрецы постановили: тот, кто был в таком положении, и остался цел, произносит благословение «Творящий добро…».

Должен ли произносить это благословение человек, спасшийся от какой-то другой опасности, которая не упоминается в этом «списке»? Здесь существует различие между обычаем ашкеназов и сефардов. У ашкеназов в таком случае также принято произносить благословение, у сефардов — нет.

Существуют подробные правила, когда человек обязан произносить это благословение, а когда — нет (иногда это не обязан делать даже тот, кто был в одной из четырёх ситуаций, перечисленных в Талмуде). Поэтому спасшийся от какой бы то ни было опасности, должен спросить раввина, как ему поступить.

Тот, кому сделали операцию на одном из внутренних органов, даже под местным наркозом, несомненно, что должен произнести Биркат а-Гомель.

Это благословение следует произносить в присутствии десяти евреев мужского пола (тот, кто благословляет, может входить в их число). Желательно, чтобы двое из этих евреев были талмидэй хахамим (знатоками Торы). Сказано в Мишне Бруре (219, 8): если нет возможности произнести Биркат а-Гомель в присутствии десяти евреев, человек может произнести это благословение в одиночестве.

Биркат а-Гомель можно произнести всегда, но предпочтительно — в течение тридцати дней после спасения.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Еврейская молитва

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше