Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нужно помочь мальчику и девочке, ученику и воспитаннику распрямить спину? Нужно ободрять их, заботиться, вселять веру и возвышать!

«И ожил дух Яакова, отца их» (45:27). Как известно, ешива Слободка в свое время считалась «матерью всех ешив». Ее основал Саба из Слободки, и при его жизни она достигла вершин. Оттуда были посланы группы учеников, чтобы открывать новые ешивы — такие как ешива Слуцка; или укреплять уже существующие — например, Тельз и другие.

На каких основах и фундаменте была воздвигнута ешива Слободки? Когда Саба спросил своего учителя, гаона раби Исраэля Салантера, на что сделать упор, тот ответил цитатой из книги Ишайи (7:15): «Оживлять дух приниженных, оживлять сердца подавленных».

Таков ключ к успеху в воспитании детей — дома, в школе и в ешиве. Нужно помочь мальчику и девочке, ученику и воспитаннику распрямить спину. Нужно ободрять их, заботиться, вселять веру и возвышать!

Все знают, что нет более важной заповеди, чем спасение жизни. И не бывает большей заслуги, чем у тех, кто помогает человеку сохранить жизнь. Как было бы замечательно, если бы такая заслуга оказалась засчитана для нас! Однако возможность спасти хотя бы одного еврея весьма редка. Во всяком случае, так нам кажется. Но на самом деле это ошибка! Чтобы спасать, человеку необязательно быть врачом или спасателем. Достаточно вовремя произнести доброе слово, высказать ободрение или комплимент.

В нашей недельной главе есть фраза, которая говорит как раз об этом. Когда нашему праотцу Яакову принесли добрую весть и порадовали его, «ожил дух Яакова, отца их». Это стало равносильно возвращению жизни! Доброе слово в доме, улыбка, высокая оценка, знак внимания — так мы обретаем для себя будущий мир. Мы вернули жизнь другим, а по сути вернули ее и самим себе — своим чувствам и эмоциям.

Повелительная заповедь требует от нас идти путями Творца. Саба из Кельма написал, что самое главное отличительное качество Творца в Его мире выражается словами: «Открываешь руку Свою и насыщаешь каждое живое желание». Наш учитель, «законодатель поколения» раби Моше Файнштейн, который шел всеми путями Творца, весьма отличался этим качеством.

Был случай, когда он заболел. В тот вечер в его семье был праздник, а у него — главы и украшения всей семьи — не было сил участвовать в нем. Он попросил, чтобы от его имени передали извинения и благословения. Он был настолько слаб, что близкие опасались оставить его одного даже на короткое время. Они попросили одного из его учеников побыть рядом с ним.

Они ушли, а в доме зазвонил телефон. Ученик, присматривающий за равом Файнштейном, поднял трубку:

«Кто это?» — поинтересовался рав. Быть может, звонят с вопросом, касающимся спасения жизни.

«Кто-то просит помощи, я скажу им, чтобы позвонили завтра» — объяснил ученик.

«Передай мне трубку», — велел рав Файнштейн.

Из телефонного разговора выяснилось, что звонивший был евреем, который запутался в своих денежных долгах. Кредиторы уже прижимали его, требуя выплат. Его заработка не хватало, а они угрожали подать против него иск в суд, отнять у него дом и фактически разрушить всю его жизнь.

Зачем же он позвонил раву Файнштейну? Да просто так — отвлечь сердце от печалей, поделиться своей бедой. Как говорится, если «тревога в сердце человека — пусть расскажет о ней».

Наш учитель успокоил его, укрепил его чувства словами утешения, веры и упования. Он попросил назвать имена кредиторов и номера их телефонов, даты получения кредитов и сроки выплаты.

Телефонная беседа длилась долго, и после нее наш учитель, который и до того был слаб, совершенно лишился сил.

И тогда он начал звонить.

«Говорит Моше Файнштейн», — начинал он разговор.

«О, рав! В чем дело?»

«Речь идет о долге такого-то».

«Вы знаете, о чем речь? — возмущался кредитор, — Он обещал, что возьмет в долг на короткое время, а я гоняюсь за ним уже целый год!»

Рав все слушал и слушал, следуя принципу «Не успокаивай друга в момент гнева его» (трактата Авот).

«И что же Вы намерены сделать?» — поинтересовался рав.

«Подам на него в суд, заставлю его продать дом!»

Тогда наш учитель начинал выяснять: сколько это будет стоить, сколько займет времени, сколько потребует хлопот и усилий. Нет, он не убеждал кредитора уступить и отказаться от возвращения долга. Он лишь предлагал поступить мудро, а заодно еще и выполнить заповедь. В конце концов, помощь еврею, попавшему в беду, многого стоит. Следует поискать способ решить проблему в самом ее основании, помочь бедному должнику встать на ноги. Для этого рав просит подождать, пока он не прояснит ситуацию полностью, и тогда он предложит, как разделить возврат долга на отдельные выплаты.

«Если Вы так говорите, пусть будет так».

«Спасибо, Вы даже не представляете, какая это важная заповедь. Да пребудут с Вами все благословения». И затем он переходил к следующему номеру телефона…

«Хозяин дома? Говорит Моше Файнштейн. Да, шалом. Я по поводу долга такого-то. Да, я уже все знаю, но послушайте…»

Поздно ночью родные вернулись с семейного праздника, и обнаружили нашего учителя посреди телефонного разговора. Он весь побледнел, его охватила дрожь, он ослаб до полного изнеможения.

Супруга испугалась, увидев его таким. Она спросила ученика, приглашенного присмотреть за ним, о чем тот разговаривает по телефону.

Тот рассказал, в чем дело, добавив, что рав Файнштейн занимается этим делом уже несколько часов.

Рав закончил беседу, получив очередное согласие, и принялся звонить по следующему номеру.

Жена воскликнула с горечью: «Твое милосердие сведет тебя в могилу!»

С сильным волнением рав Файнштейн встал на ноги и решительно заявил: «Тогда зачем мы пришли в этот мир, если не для того, чтобы проявить немного милосердия к евреям!» (Коль а-Тора, Ваягед Моше).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше