«Как орел пробуждает гнездо» (32:11). В книге Шивхей Ари рассказывается: «Однажды святому Ари сказали: Учитель наш, светоч Израиля, почему Вы не напишите хотя бы одну книгу с изложением Вашей мудрости, чтобы осветить глаза следующим поколениям?
На это он ответил: Если даже весь тростник станет перьями для письма, и все моря — чернилами, и люди — писцами, а небеса — пергаментом, этого будет недостаточно, чтобы записать мою мудрость. Когда я открываю уста, чтобы произнести какую-то из тайн Торы, благодать умножается во мне, как бурный поток. И я ищу пути, как бы открыть вам хотя бы один узкий и тонкий канал, чтобы вы смогли ее выдержать. Ведь если я дам слишком много, вы все потеряете, как младенец, который задыхается, если в горло его войдет сразу слишком много молока».
Автор книги «Ховот а-Левавот» предостерегает человека и в отношении самого себя: «Остерегайся избытка и преувеличения без меры, чтобы не пропасть! Избыток масла в свече становится причиной ее угасания. Если же преподаешь другим, нужно следить за этим в семь раз больше!»
Уже случалось, что слова рава, сказанные с большой высоты без объяснений, были неверно поняты, и ученики уходили на дурной путь, грешили и вводили в грех других, основывая еретические школы.
Кроме того, нас предупреждают, чтобы рав не говорил вещей, которые на первый взгляд кажутся странными и становятся понятны только после размышления. Ведь над ними могут и не размышлять, а сразу начать их отрицать, и тогда вера в этого рава и его Тору пошатнется.
Все это относится не только к качеству — чтобы произносимые слова не были слишком глубоки и загадочны — но и к количеству. Не следует чрезмерно перегружать слушателей, иначе это вызовет у них отторжение. Когда раби Элиэзер Великий выразил желание изучать Тору из уст рабана Йоханана бен Закая, тот преподавал ему по две алахи в день и не более.
Давайте же исполним повелительную заповедь Торы: «И иди путями Его». «Как орел пробуждает гнездо, парит над птенцами своими». Раши комментирует: «Орел милосерден к своим детям. Он не влетает в гнездо внезапно, пока не похлопает крыльями среди деревьев и между ветвей, чтобы дети проснулись, и чтобы у них были силы встретить его. Он парит над птенцами — не наваливается на них, а парит, касаясь и не касаясь. Так и Святой, благословен Он, когда пришел даровать Тору, открылся им не с одного направления, а со всех четырех…»
В Мидраше (Шмот Раба 34:1) сказано, что Всевышний не обременяет Свои творения хлопотами. Он приходит к человеку лишь в меру сил его. Когда Он даровал Тору, если бы явился евреям в полную силу, они не смогли бы выдержать, как сказано: «Если еше продолжим слушать голос Б-га, умрем» (Дварим 5:22). Он явился им лишь в меру их сил, как сказано: «Голос Б-га в силе». Здесь говорится не «в Его силе», а просто «в силе» — в меру сил каждого человека.
Рабейну Бехайе (Шмот 3:1) написал: «Мы видим, что Святой, благословен Он, приучал евреев при даровании Торы постепенно. Сначала им были даны несколько заповедей в Маре, затем — десять речений у Синая, а затем — Тора была дана целиком в землях Моава». В этой связи он толкует Писание: «Познаем, погонимся за знанием Б-га»: кто хочет прильнуть к Б-гу и угнаться за постижениями, должен знать, как это сделать — «Как рассвет, верен выход его» (Ошеа 6:3). Как солнце не восходит внезапно во всей своей силе, а посылает свои лучи из-за горизонта понемногу, пока к нему не привыкают все больше, так нужно привыкать и к духовной благодати.
«Воспитывай отрока согласно пути его, и когда состарится, не сойдет с него». «Согласно пути его» означает приучать его к одному и к другому, насколько способности его разума позволяют. Ведь к совершенству всех качеств не приходят за один раз (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»