Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Слова этого гимна должны быть постоянно на устах евреев. Его главное предназначение — вселить страх перед Творцом.

Тора имеет в виду, что этот гимн будет постоянно на устах сыновей Израиля. Им не нужно будет каждый раз искать его записанный в Торе текст: они всегда смогут продекламировать его наизусть. И он будет для сыновей Израиля постоянным свидетельством о том, что постигнет их в конце времен.

О чем же этот гимн будет свидетельствовать?

Он начинается словами «Когда приведу Я тебя в Землю…» То есть, первое, о чем свидетельствует гимн, — что Б-г приведет евреев в ту Землю, о которой поклялся их отцам, и что она действительно будет «землей, текущей молоком и медом». И там они будут есть и пить, то есть, никогда не будут терпеть недостатка в еде и питье и во всех остальных благах и всегда смогут позволить себе есть досыта. И это не будет сытость нищих бедняков, для которых немного еды — уже пиршество; их еда будет по-настоящему сытной. И это — первое свидетельство.

Кроме того, этот гимн свидетельствует о наказании, которое в будущем ожидает сыновей Израиля. Об этом говорится: «И будет, когда найдут его многие несчастья и бедствия, — и ответит эта песнь как свидетель». Это значит, что этот гимн и его слова будут постоянно на устах евреев и засвидетельствуют, что обо всем случившемся с ними Моше-рабейну уже сообщил им заранее, в день своей смерти. И Б-г особо сообщил Моше, что его дело не будет напрасным, что этот гимн не забудется, как очень часто происходит с песнями, — проходит назначенный им срок, они перестают быть злободневными и народ забывает их. А об этом гимне Б-г специально позаботится, чтобы тот не забылся, и существовать ему предназначено долгие годы.

Здесь никак не упомянуто грядущее Избавление, хотя намек на него в этом гимне все же содержится. Поскольку главное его предназначение — вселить в евреев страх и побудить их не грешить, Б-г не велел Моше говорить об Избавлении прямо. Ведь содержащее в этом гимне свидетельство — это свидетельство не об Избавлении, а только о том, что бедствия, которые постигнут евреев, будут справедливым наказанием. Стих прямо говорит: «И будет, когда найдут его многие несчастья и бедствия, — и ответит эта песнь как свидетель». Песнь говорит именно о бедствиях, не о спасении от них, — потому Моше и не упомянул об Избавлении.

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.