«Они досаждали Мне не богом» (Аазину, 32:21)
«Палестинский народ? — удивлялась глава правительства Голда Меир, — нет такого!»
И она права. Но как же он был создан? Мы его создали — своими грехами. Вернее, неверием. Сколько ухищрений было предпринято, чтобы не упоминать Имени Небес в свитке независимости. Но как это связано? Пасук ясно описывает в главе «Азину» все события, которые произойдут с народом Исраэля до ближайшего Избавления, чтобы оно произошло вскоре, в наши дни: «Они гневили Меня не богом, досаждали Мне суетой. И Я буду злить их не народом», «палестинцами».
Этот пасук был сказан три тысячи триста лет назад…
Писал Саба из Кельм, благословенна память праведника (Агада гдолей тнуат мусар): какую родословную приписывают себе сами арабы? Они относят себя к Ишмаэлю, сыну Авраама.
И это так удивительно!
Почему они относят свою родословную к Ишмаэлю, сыну Авраама, а не прямо к источнику, самому Аврааму?! Ведь мы, евреи, не относим себя к Ицхаку, сыну Авраама, но начинаем с Авраама.
Ответ: они не могут.
Но кто их удерживает?
Творец, написавший в своей Торе: «Ибо в Ицхаке наречется твое потомство» (Берешит, 21:12). Ицхак назван сыном Авраама, а не Ишмаэль. И поскольку Творец постановил так, и Тора записала это, не могут палестинцы сказать что-то против. «Нет большего доказательства веры, чем это» — закончил Саба из Кельм. (Мааян аэмуна)
«Ибо не таков наш Покровитель, и враги наши судьи в том» (Аазину, 32:31)
Постановлено в «Шульхан арух» (Хошен мишпат, 21:1): «Всякий, пришедший судиться в нееврейский суд, даже если они судят так же, как судьи Исраэля, и даже если согласились судящиеся судиться у них, это злодейство, как будто они поносят еврейский суд, и поднимают руку на Тору Моше рабейну, мир ему».
Раби Давид Шломо Айбишец, благословенна память праведника, выражал энергичный протест против тех, кто обращался в нееврейский суд. В одном из своих выступлений они привел притчу.
История о царе, у которого был верный и любимый приближенный, много раз жертвовавший жизнью ради царя. Кроме того, он был искусным мастером в ручной работе и сделал для престола кресло, оправленное драгоценными камнями, красоты необыкновенной, подобно которому нигде не было.
Однажды вышел этот приближенный на войну вместе со своим единственным сыном, и сумел враг захватить сына в плен. Не хотел этот приближенный расстраивать царя, а более того, стыдно было ему сообщать, что все произошло из-за его неосторожности. Потому скорбел он о сыне втайне.
Прошли годы, и приближенный уже лежал на смертном одре. Пришел царь навестить его и попрощаться с ним. Тут разразился приближенный горькими слезами и сказал: «Царь мой, вспомни, что я служил тебе верно, всем сердцем, и много раз подвергал свою душу опасности».
«Помню, — сказал царь, — потому и пришел».
«В одной из битв был мой единственный сын взят в плен. Окажи мне милость, освободи его из плена».
Пообещал ему царь, и приближенный с улыбкой закрыл глаза.
После его смерти собрал царь войско и вышел на бой с врагом, победил его и освободил сына из тюрьмы.
Когда тот предстал перед царским престолом, сказал ему царь: поднимись сын любимого приближенного, и сядь рядом с великолепным царски креслом.
Оказался сын приближенного в царском кругу. Царь щедро обеспечивал все его потребности, и сын приближенного погрузился в разгульную жизнь, пока не запутался в долгах. Если бы он был сообразительным, использовал бы близость к царю и спасся. Но он не был мудр, и решил сам выпутаться из создавшегося положения. Что сделал. Разбил потихоньку ручку царского кресла и продал золотую резьбу и драгоценные камни. Выручив за них большие деньги, он больше прежнего увлекся развлечениями, и очень скоро оказался в еще больших долгах.
Царь знал, что происходит, но молчал, так как помнил преданность его отца.
Кредиторы требовали уплаты долга, и тогда пришла ему в голову идея. Ночью он пришел во дворец с несколькими людьми. Охранники, знавшие его, пропустили их в зал. Утром, когда царь вошел в зал, он застыл на месте. Царское кресло исчезло!
Недолгое расследование показало, что сын приближенного передал кресло каким-то людям. Но это было лишь начало: через час поступило сообщение, что прославленное кресло было переправлено через границу и продано царю соседнего царства, злейшему врагу здешнего царя!
А что с сыном приближенного? Он получил деньги за украденное кресло, нагло вернулся в страну, заплатил кредиторам и продолжил разгульную жизнь
Он еще развлекался со своими дружками, когда пришел слуга царя.
«Что ты хочешь?» — высокомерно спросил юнец.
«До царя дошли жалобы на твое поведение, и он приглашает тебя во дворец, чтобы ты ответил на обвинения в твой адрес». Пришел час расплаты.
«Посоветуйте, что мне делать?» — обратился парень к своим дружкам, но никто не ответил ему. Только слуга царя, помнивший его почитаемого отца, сказал ему: «Ответь мне, пожалуйста, остались ли у тебя деньги от изменнической сделки?»
Стыдясь, ответил он: «Да, приличная сумма».
«Я советую тебе, — сказал слуга царя, — иди, найми крепких людей, неожиданно атакуй врага и захвати кресло, которое ты продал. На оставшиеся деньги найди искусного мастера, который починит кресло, чтобы оно приобрело прежний вид. Передай кресло царю, и тогда предстань пред ним. И когда он опять сядет на кресло твоего отца, вспомнит тебе все его милости».
Мораль: любимый приближенный — это наш праотец Авраам, которого Святой, благословен Он, назвал «Авраам, любимый Мой». Авраам устоял в десяти испытаниях и изготовил Ему царское кресло, о котором говорится «справедливость и суд — основа кресла Твоего».
Однажды Авраам немного ошибся, спросив: «Как я узнаю, что унаследую», и потому был постановлено его сыновьям изгнание.
Но он просил милосердия для своих сыновей, и Святой, благословен Он, обещал ему избавить их. Святой, благословен Он, помнил Свою клятву, вызволил Исраэль из дома рабства, приблизил к Себе, и посадил рядом с Собой на судейское кресло, как сказано: «Б-г стоит в общине Г-спода, среди судей будет судить». И когда появляется против Исраэля обвинитель, садится Святой, благословен Он, на судейское кресло, но вспоминает, что наш праотец Авраам, мир ему, приготовил ему судейское кресло, и тотчас исполняется милосердием к Исраэлю.
Со временем умножились маловеры, не обращающие внимание на то, что ключ от заработка находится в руках Святого, благословен Он, Который определяет пропитание в Рош а-шана, и не может человек дотронуться до того, что приготовлено его товарищу, ни на волос. Они отказываются обращаться в суд Торы, и более того, обращаются в нееврейским суд. Но когда мы обращаемся к нашим врагам, то усиливаем их культуру и религию, и своими руками сажаем ненавистника Царя на Его судейское кресло, халила.
И поэтому появляются против нас многочисленные обвинители, упаси Б-г.
Поэтому обязаны мы вернуть корону на прежнее место, и сесть на кресло суда Торы, и тогда «Цион судом будет освобожден, а плененные его — справедливостью». (Мааян ашавуа)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.