Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если родители верят в то, что ребёнок может стать лучше, это “пробуждение снизу” вдохновляет соответствующее “пробуждение Свыше”, т.е. позитивное вмешательство Б-га»Зоар, Ваикра 31 б
Предсмертное желание праведника угодно Б-гу. Многочисленные примеры из ТАНАХа подтверждают это.

Философы давно подметили, что когда человеческий разум теряет связь с материей, хотя бы частично, он начинает работать гораздо мощнее. Происходит это обычно в старости, когда телесные силы слабеют и их влияние уменьшается. В Морэ невухим сказано (ч. 3 гл. 13), что пока человек молод, его телесные силы мешают проявиться большинству мыслительных способностей, которые только и могут привести человека к самореализации. Ведь пока человека обманывает кипение его крови, истинная любовь к Б-гу и к постигаемой разумом истине скрыты от него. Но чем слабее становится тело и чем больше гаснут страсти, тем сильнее становится разум, тем больше света исходит от него и тем яснее становятся мысли. И когда дни человека подходят к концу, когда он уже близок к смерти, уединенные размышления дают невероятные результаты, и тогда душа его радуется и веселится. Поэтому мудрый царь сказал о чистой душе (Мишлей 31): «Мощь и великолепие — одеяние ее, и радостно смеется она навстречу последнему дню. Уста раскрывает она в мудрости… наблюдая за течением домашних событий…» Ведь с годами мудрецы исполняются мудрости. Именно поэтому совершенные мудрецы к моменту ухода из этого мира чувствовали наполненность всяческим благом. И все их желание — разделить то новое благо, ту новую мудрость, которую они ныне обрели, с другими людьми. Мы видим это, например, у Ицхака, который сказал Эсаву (раздел Толдот): «…Чтобы благословила тебя моя душа перед тем, как я умру». Он выразился именно так, потому что ощущал, что его душа сейчас стоит на таком уровне привязанности к Б-гу, который наделяет его благословение особой силой. И его жена Ривка согласилась с этим, когда пересказывала его слова Яакову, и добавила к ним еще один важный момент. В ее пересказе слова Ицхака звучали так: «…И я благословлю тебя пред Б-гом перед смертью». Ее слова «пред Б-гом» указывают на то, что душа Ицхака в это время предстояла перед Б-гом, пребывая в единении с Ним.

И наш праотец Яаков, когда силы его уже были подорваны предсмертной болезнью, благословил сначала Йосефа, а затем — всех своих сыновей вместе. Он сказал им: «Соберитесь, и я поведаю вам…» — потому что в этот момент врата мудрости раскрылись для него, и все тайное стало явным. И тогда его душа страстно пожелала передать все эти тайны сыновьям.

И Элияу тоже сказал Элише (2 Мелахим 2): «Проси, что мне сделать для тебя, прежде чем меня заберут из твоего народа».

И поэтому мудрецы в первой главе трактата Гитин и еще во многих местах сказали, что это заповедь — исполнять предсмертное повеление. Это знали, судя по всему, уже сыновья Яакова, которые сказали Йосефу (в разделе Вайехи): «Твой отец повелел перед смертью, говоря: “Прошу, прости…” Причина в том, что именно предсмертное повеление, данное в состоянии наибольшей близости к Б-гу, достойно исполнения». И так же поступали наши святые мудрецы времен Талмуда: они передавали своим ученикам мудрость и тайны Торы именно в момент смерти. В четвертой главе трактата Санхедрин рассказывается, например, о том, как ученики пришли навестить раби Элиэзера Великого перед смертью, и он спросил их: «Зачем вы пришли?» Они ответили: «Мы пришли изучать Тору!» — и тогда он разрешил все их сомнения, которыми они с ним поделились. А о святом Раби рассказывают, что в час смерти он передал ученикам всю свою мудрость. Эти мудрецы поступали так не потому, что не желали делиться мудростью при жизни, Б-же упаси, а потому, что именно в это время достигали наибольшего возможного для них совершенства.

В конце предыдущего отрывка Б-г сказал Моше: «Поднимись на эту гору Аварим… и умри на той горе, на которую ты поднимешься». Поэтому он пожелал благословить народ Израиля сейчас, когда его душа должна была расстаться с телом, потому что именно сейчас он в наибольшей степени свободен от влияния материи и привязан к Б-гу. Поэтому стих, отмечая, что речь идет о предсмертном благословении, называет Моше «мужем Г-спода», то есть, человеком, привязанным к Б-гу и соединившимся с Ним.

с разрешения издательства Швут Ами


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.