Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
По материалам ЖЖ Ури Калюжного

Как сказано в конце предыдущей главы, недельная глава Аазину представляет собой песнь, то есть, в современных понятиях, поэзию. Одним из отличительных качеств поэзии является то, что слова в ней передают мысль не напрямую, а через серию образов, часто ассоциативных.

В этом смысле вся Тора также называется песнью, так как кроме конкретных законов, она строит у изучающих ее определенную систему образов и понятий и многие мысли Торы переданы нам именно на языке этой системы. Этот информационный канал проходит на границе между сознанием и подсознанием, однако можно попробовать его проанализировать.

Давайте рассмотрим фразу Моше из нашей недельной главы (Дварим 32:3): «Когда Имя Всевышнего объявлю я, воздайте величие Б-гу нашему.» Чтобы осознать смысл этой фразы, нужно объяснить суть двух использованных в ней понятий: «Имя Всевышнего» и «величие Б-га».

Имя Всевышнего — это не то, как мы решили Его называть, а описание Его контакта с нашим миром (на компьютерном жаргоне — интерфейс). То есть, как объясняют наши Мудрецы, сути Всевышнего мы постигнуть не можем, однако мы можем и даже должны изучать то, как проявляется в нашем мире его присутствие — Б-жественное Провидение. У него ведь есть свои законы, правила и ограничения.

Чем ближе человек к Б-гу, тем яснее для него Б-жественное присутствие, тем лучше он понимает правила Б-жественного Провидения. На языке Мудрецов это называется «знать Имя Б-га». Конечно же, лучше всех знал Имя Б-га наш Учитель Моисей (на иврите — Моше Рабейну), которого еврейский народ зовет так потому, что он поставил целью своей жизни донести это знание до нас. Об этом процессе раскрытия секрета Б-жественного Провидения и говорит Моше в рассматриваемой фразе: «Когда Имя Всевышнего объявлю я…»

А какова роль еврейского народа в этом процессе, что означает «воздать величие Б-гу»? Как мы уже писали, слово «великий» (на иврите — гадоль) выражает тот факт, что тот, о ком говорят не только достигает высокого уровня, но при этом он еще простирается с самого низа доверху.

То есть, Величие Б-га заключается в том, что Его Присутствие явно ощущается на всех уровнях нашего мира. В этом и состоит призвание еврейского народа — проявить Б-жественное Присутствие: посредством соблюдения заповедей, жизни по Торе и т.п. То есть, как говорит нам тут Моше Рабейну, изучение Торы важно не только и не столько само по себе, а как средство возвеличивания Всевышнего.

Талмуд в трактате Брахот (21а) объясняет, что из изучаемой нами фразы можно понять, что изучение Торы таким образом является действием и поэтому требует произнесения соответствующего благословения, как и совершение других действий-заповедей. А в трактате Недарим 81а на вопрос почему был разрушен Храм Талмуд отвечает: «Потому, что не произносили благословения на изучение Торы». То есть изучали Тору и даже выполняли заповеди, но их учеба не была действием, то есть не была направлена на возвеличение Имени Всевышнего. В результате широкий слой простых людей (символически названныйтам в Талмуде «землёй») оказался «не у дел», потерялся. А когда слава Всевышнего не проявляется на всех уровнях еврейского народа — нет величия Его. И тогда символика Храма перестала соответствовать действительности и он был разрушен.

Теперь мы, надеюсь, немножко больше понимаем слова Моше, путь к исправлению мира и нашу роль в этом процессе.


Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Читать дальше