Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Убийство как несмываемый грех

«Не убивай» (20:12). Бывают заслуги, которые перевешивают много грехов, как сказано (Млахим 1, 14:13): «Поскольку нашлось в нем кое-что хорошее». А взвешивание происходит лишь в разуме «Б-га знаний». Только Он знает, как соотносить заслуги и грехи.

Но верно и обратное. Бывают грехи, которые перевешивают много заслуг, как сказано: «Один грешник погубит много добра» (Коэлет 9:18).

Зададимся вопросом: если положить все заповеди в мире на одну чашу весов, какой один грех сможет склонить весы в другую сторону и погубить все это благо? Подумайте и поразмышляйте.

Рамбам говорит об этом прямым текстом: кровопролитие. Убийство. «Всякий, у кого есть этот грех, является законченным злодеем, и все заповеди, исполненные им за все дни, не перевесят этот грех и не спасут его от суда» (Законы убийцы 4:9).

Впрочем, «знание противоположностей — одно» (Магид Мишне, законы шхиты 8:6). Если «губящий одну душу словно уничтожил весь мир», то и «спасший одну душу словно спас весь мир» (Санедрин 37 а). Если у того, кто убивает человека, все его заповеди не могут перевесить этот грех, то у спасающего человека чаша заслуг становится тяжелее всех его грехов. А что, если он спас целую семью?

Известен следующий рассказ. Заплаканная женщина пришла к праведному гаону раби Йеуде из Грайдинга. Ее больной муж умирал, и ему было нужно сказать нечто важное раву. Рав встал и взял с собой нескольких помощников, чтобы к моменту выхода души из тела рядом находился миньян.

Подойдя к хижине больного, рав открыл дверь, испугался и тотчас захлопнул ее. Он подождал пару секунд и вошел. Внутри он застал больного на последнем издыхании. Тот приглушенным голосом попросил у рава прощения за беспокойство. Жаль, что пришлось отрывать его от дел, но выбора не было.

Этот больной был невежественным человеком без всяких заслуг, но с большим количеством грехов. Он попросил рава произнести вместе с ним исповедь и пообещать ему упомянуть его в молитве ради восхождения души. Тогда он сможет умереть со спокойным сердцем.

Рав сказал: «Сделаю, как ты просишь. Но нам известно, что даже самые пустые среди народа Израиля полны заповедей, как гранат. Несомненно, ты сделал немало добрых дел, и в их заслугу обретешь место в верхнем мире».

Больной улыбнулся из последних сил — неужели рав смеется над ним? Ведь он даже правильно молиться не умеет. Несомненно, он нарушал Алаху на каждом шагу.

Рав сказал: «На Небесах вершится истинный суд. Все, что я могу сделать, — это попросить и помолиться, чтобы у тебя нашелся добрый поступок, за который дадут большую награду. Поэтому я должен знать, есть ли какой-то добрый поступок, который ты сделал за свою жизнь».

Больной помолчал с закрытыми глазами. Внезапно он открыл их и произнес: «Я вспоминаю один добрый поступок…

Я работал кожевником и снимал шкуры с животных. Однажды я с утра пораньше пошел в свою лавку у подножия горы. Внезапно я увидел телегу, полную мужчин, женщин и детей, возвращавшихся в деревню со свадьбы из большого города. Извозчик напился на этой свадьбе и плохо держал вожжи лошадей при спуске с горы. Они побежали по склону, а вес людей, наполнявших телегу, ускорил их бег еще больше. Телега могла в любой момент развалиться и упасть в пропасть. Я побежал им навстречу и схватился за вожжи, поддерживая телегу. Я крикнул, чтобы все из нее выпрыгнули, и сам отскочил в сторону. Лошади продолжили свой безумный бег, и в итоге телега упала на них и убила их, развалившись на части. Люди были спасены, и это единственное доброе дело, которое я совершил за всю жизнь».

Рав выслушал и попросил у больного пообещать ему, что он придет к нему во сне и сообщит, как решилась его участь в верхнем мире. Они произнесли исповедь, и душа больного вышла со словами «Шма Исраэль».

Когда вернулись, рава спросили, почему он испугался, открыв дверь.

Он ответил: «Я подумал, что меня зовут домой к человеку из простонародья. Но я испугался, увидев огненную менору с семью свечами, сияющую у него над головой. Это показывало, что он был одним из праведников поколения. Я отпрянул, задумавшись, как бы мне услышать из его уст о его добрых делах. Теперь мы знаем о спасении людей — подождем, пока он расскажет о небесном суде».

Спустя некоторое время, тот человек явился раву во сне. «Когда я поднялся на небо, жалкую горстку моих заповедей положили на одну чашу весов, а множество грехов — на другую. Внезапно въехала телега, полная людей, и поднялась на чашу заслуг вместе с конями и даже с грязью, прилипшей к колесам. Она склонила весы к оправданию, и мне было постановлено пребывать в раю. Но врата рая не открылись передо мной, пока я не пришел к Вам и не выполнил свое обещание. Теперь отпустите меня, и я пойду на свое место в раю».

А что будет, если спасти целый город от уничтожения? Несомненно, такому человеку гарантировано, что он будет оправдан на суде. Тем более — если спасти целую страну.

А как же Всевышний примет того, кто спас мир?

О ком мы говорим? О тебе!

Вот что написано в Гмаре (Хулин 89 а): «Мир существует благодаря тому, кто сдерживается во время ссоры, как сказано (Иов 26:7): “Подвешивает землю на сдерживании”» (Мекарван ле-Тора)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше