«А теперь не вы послали меня сюда, но Б-г…» (Берешит 45, 8). Автор комментария «Ор а-Хаим» объясняет, почему Йосеф подчеркивает слова «а теперь»: праведный Йосеф хотел показать братьям, что тогда, когда они его продали, он был ошеломлен — как в сердце братьев могла быть такая жестокость… И правильно было бы, как это виделось тогда, ненавидеть братьев за это. «Но теперь, когда он видел всё, к чему привела его продажа в Египет, он знает, что это было от Б-га, а братья сделали то, что хотел от них Б-г, благословен Он, а не то, что хотели сами. Поэтому невозможно держать на них зло и не считать за братьев».
В соответствии с этим «Ор а-Хаим» объясняет, почему братья не побоялись рассказать Яакову, что Йосеф нашелся в Египте. Неужели они не опасались гнева Яакова, который обрушится на них, когда он узнает о продаже Йосефа?
«Может показаться, — пишет вначале “Ор а-Хаим”, — что Яаков не узнает о самой продаже, но это неудовлетворительное объяснение, потому что понятно: Яаков обязательно будет расследовать, как получилось, что Йосеф оказался в Египте, и откуда взялась кровь на разноцветной рубашке, которую ему принесли. Но после слов “не вы послали меня сюда” стало ясно, что всё это было от Б-га, а Его качества не ставятся под сомнение».
Яаков не разгневается на сыновей, по вине которых скорбел двадцать два года, потому что теперь стало совершенно ясно, что такова была воля Б-га.
Отсюда следует, что человек «близорук» и иногда «увидеть всю картину» целиком можно только спустя десятилетия.
Во времена Британского мандата в Эрец-Исраэль еврейское население Иерусалима подвергалось постоянному террору. Иногда объявляли бессрочный комендантский час. Однажды рав Салман Муцафи зацаль вышел в сопровождении ученика в синагогу, не зная, что в городе был объявлен комендантский час.
Немедленно подъехала полицейская машина, их арестовали и после разбирательства отправили в лагерь Шнеллера (устроенный в бывшем сиротском приюте). В лагере рав Муцафи увидел более трехсот ничем не занятых евреев на одной огороженной площади. «Возможно ли?! — закричал он. — Как это вы сидите и ничего не делаете? Это редкая возможность сделать что-нибудь!»
Он собрал их и взял на себя роль кантора. Сначала произнес драшу (толкование стихов Торы), а затем они под его руководством перешли к Слихот, Тикун Хацот (полуночная молитва в память о разрушении Храма) и молитвам за благополучие народа Израиля. Это продолжалось три часа.
Британские офицеры увидели это странное зрелище: все заключенные молились вместе и плакали, взывая к своему Отцу на Небесах. Это было так на них не похоже! И сразу после того, как рав закончил молитву, его отпустили — вместе с большой частью заключенных.
Когда рав Муцафи вернулся домой, он сказал встревоженной супруге: «Меня не зря отправили сегодня в лагерь Шнеллера. Все Свыше…» (Оламо шель цадик — Оцротэйну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»