«И не ешь свинью, раздваивающую копыта, ибо нечиста она» (Шмини 11:7). В мидраше написано, что свинья символизирует царство Эдома, которое на словах гордится своей культурой, как та свинья, раздваивающая копыта, а на деле эксплуатирует и унижает людей.
В Багдаде однажды поймали вора. Местный судья приговорил его к смерти. У эшафота вора предупредили, что он может высказать последнее пожелание. Грабитель сказал: «Я хочу встретиться с халифом с глазу на глаз».
Судья согласился. Пригласили халифа, но приговоренного на казнь предупредили: «Если ты хочешь его уговорить не казнить тебя, шансов ноль».
Увидев халифа, преступник сказал: «Я хотел бы раскрыть вам секрет, благодаря которому вы можете разбогатеть еще больше. Мне известна магическая формула, которую произносят во время того, как кладут зернышко в землю. Через час из него вырастает дерево, а на следующий день дает плоды. Вы сможете прокормить всех подданных и сами разбогатеете».
Халиф удивился и потребовал доказательств. Вор сказал: «Пусть мне принесут горшочек с землей, стакан воды и несколько семян плодового дерева. Но во время эксперимента с вами не должно быть никого, кроме ближайших министров!»
Халиф согласился. Вор и вельможа направились в близлежащий сад. Вор вырыл ямку, но внезапно встрепенулся: «Видите ли, чтобы магия сработала, семена должен бросить тот, кто никогда не обижал ближних. Я, как вы понимаете, для этого не подхожу». Он передал семена министру финансов, но тот переполошился: «Нет-нет, в рамках своей должности я, бывало, ущемлял права бедняков».
«Что скажете, министр сельского хозяйства», — спросил вор. Тот тоже отказался. Тогда грабитель обратился к самому халифу: «Не изволите ли бросить семена в землю?» Вельможа замялся: «Э… когда я был маленьким, я однажды взял без спроса ценную вещь и не вернул». Тогда вор рассмеялся: «Эх, вы! Вы ведь богатые люди, которые, тем не менее, совершали преступления. И вы еще имеете наглость судить меня, человека, который ворует, чтобы прокормить семью?!»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»