Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Мне представляется верным следующее. Пока Моше и Аарон благословляли народ и благодарили Б-га за то, что на жертвенник спустился Небесный огонь, — именно в этот момент сыновья Аарона взяли совки для воскурения и сделали то, что сделали. И мне представляется, что их грех, за который они были приговорены к смерти, состоит из пяти преступлений, которые они совершили и за которые были умерщвлены. И все эти преступления обозначены в одном стихе.

Первое преступление состоит в следующем. Мы знаем, что, согласно букве закона, воскурение благовоний не относилось к тем служениям, которые были возложены исключительно на первосвященника. Талмуд в трактате Йома (26) разъясняет, что первосвященник мог приносить воскурение вне очереди, когда хотел, а обычные коэны делали это по жребию, и ни один коэн не делал этого дважды за всю свою жизнь. Но, тем не менее, в святой восьмой день милуим Моше-рабейну повелел служить в Мишкане только Аарону-первосвященнику, чтобы в день освящения Мишкана, кроме первосвященника, никто туда не входил, как в Йом кипур. Поэтому он сказал Аарону: «Приблизься к жертвеннику, и принеси свою жертву хатат и свою жертву ола, и принеси жертву общины и искупи их…» Эти жертвы: ола, хатат и шламим, — мог приносить любой коэн, но из-за великой святости дня освящения Мишкана Моше повелел, чтобы все эти жертвы принес сам Аарон, а не один из его сыновей. И уж, конечно, воскурение, еще более духовное служение, в этот день было достоянием только Аарона, и никого больше. И поскольку Надав и Авиу в тот день воскурили благовония без приказания Моше и их отца Аарона, им это засчиталось за великое преступление и они были приговорены к смерти.

Возможно, они искренне полагали, что тоже являются первосвященниками, потому что были помазаны священным маслом точно так же, как Аарон. Но в этом они ошиблись, потому что при жизни отца они никак не могли стать первосвященниками, а оставались обычными коэнами. На это указывает Тора словами: «И взяли Надав и Авиу, сыновья Аарона…» Тора объясняет здесь, что они согрешили тем, что, являясь на самом деле сыновьями, решили сделать то, что было в этот день возложено на их отца. И в этом состоит первое их преступление.

Второе преступление состояло в том, что Надав и Авиу воскурили благовоние вдвоем, вместе, а это категорически запрещено, поскольку воскурение — это такое служение, которое исполняет непременно один человек, а не двое вместе. Об этом Тора говорит словами: «…каждый свой совок…», и в этом состоит их второе преступление.

Третье преступление состоит в том, что они вошли в Святая Святых, не получив на это разрешения. Ведь туда имеет право войти только первосвященник и только один раз в году. Тора говорит об этом в разделе Тецаве, когда о Золотом жертвеннике для воскурения пишет: «И искупит Аарон его рога единожды в год…» Ведь «всякому, кто войдет к царю, во внутренний двор, незваным, один закон — умертвить», и это тем более верно, если речь идет не об одном из земных царей, а о Царе всех царствующих царей, Святом, благословен Он! О том, насколько серьезным было это преступление, свидетельствуют слова Торы, помещенные сразу после рассказа о смерти сыновей Аарона: И заговорил Б-г с Моше после смерти двоих сыновей Аарона, когда они приблизились пред Б-гом и умерли: «Скажи Аарону, твоему брату, и пусть не заходит во всякое время в Святыню… и не умрет». Другими словами, даже если бы Тора прямыми словами не запретила так поступать, этот запрет каждый должен был бы осознать и исполнять самостоятельно. Стих, рассказывая о преступлении сыновей Аарона, прямо отмечает нарушение этого запрета, говоря: «…и приблизились пред Б-гом», — то есть, вошли в Святая Святых. Основываясь на этом, мудрецы сказали, что сыновья Аарона погибли именно там, и что их братьям пришлось извлекать мертвые тела снаружи.

Четвертое преступление состояло в том, что им следовало бы взять огонь для воскурения с главного жертвенника, согласно требованию стиха: «И возьмет полную горсть огненных углей с жертвенника, который перед Б-гом, и полную горсть благовонного воскурения…» Они же не сделали этого, а принесли огонь извне. Стих говорит об этом словами: «…огонь чуждый…» Ведь, когда Тора указывает, что огонь на жертвеннике необходимо было зажигать от обычного человеческого огня, речь идет только об огне для сжигания жертвоприношений, но никак не об огне для воскурения.

Пятое преступление состояло в том, что в течение всего восьмого дня милуим служение проводил Моше-рабейну, и воскурение мог делать только он. В разделе Пекудей сказано: «И установил (Моше) Золотой жертвенник… и воскурил на нем благовонное воскурение». Мудрецы говорят нам, что Моше служил в Мишкане не только в восьмой день, но и на протяжении всех восьми дней милуим. Раши тоже пишет, что служение восьмого дня было возложено на Моше, а Аарон имел право сделать только то, что Моше приказывал ему сделать, согласно сказанному: «Приблизься к жертвеннику и принеси свой хатат». А приносить воскурение Моше Аарону не приказывал. Получилось, что Надав и Авиу сделали то, чего даже их отец не имел права делать, — и уж тем более они сами. Это имеет в виду стих, говоря: «…которое он не приказал им». Это означает, что совершать воскурение в этот день не было приказано ни Аарону, ни его сыновьям — это было служение, предназначенное только для Моше. Может быть, это имели в виду мудрецы, сказав, что Надав и Авиу «вынесли решение в присутствии своего учителя», то есть, либо Моше, либо Аарона. Приносить воскурение в этот день мог только кто-то из них, но не Надав и не Авиу.

Вот, я записал все преступления, которые совершили Надав и Авиу, и все они перечислены в стихе, рассказывающем об их смерти.

О пользе для души, проистекающей из воздержания от запрещенной пищи (11)

Многие комментаторы полагали, что Тора запретила евреям определенные кушанья по причинам, связанным с телесным здоровьем или для излечения от болезней, поскольку эти дурные кушанья ведут к появлению в организме дурных жидкостей. И Б-же меня упаси поверить в это! Ведь если бы это было правдой, наша Тора оказалась бы не больше, чем одной из самых никчемных медицинских книг, где ничего не рассказано подробно и ничего не объяснено. Конечно, не таков путь Б-жественной Торы, не такова глубина ее мыслей! И, кроме того, мы своими глазами видим, что те народы, у которых принято есть свинину, пресмыкающихся, мышей и прочих нечистых птиц, животных и рыб, — «живы они все сегодня», крепки, как скала, и ничуть не изнемогают и не спотыкаются. Кроме того, существуют животные, вред от которых всем известен, как некоторые змеи, скорпионы и так далее, а Тора нигде не говорит о них как о запрещенных. Существуют также травы и цветы, чрезвычайно вредоносные, которые могут даже убить своим ядом, — многие их виды перечисляют специалисты-медики. А Тора не запрещает есть их!

Все это доказывает, что Б-жественная Тора не намеревалась заниматься лечением тел и помогать людям сохранить физическое здоровье, — она призвана помочь достичь здоровья души и излечить ее болезни. И определенные кушанья Тора запретила только потому, что они оскверняют чистую постигающую душу, снижают ее восприимчивость. Из-за них притупляется острота мысли, возникают дурные страсти, поскольку неподходящие кушанья порождают в теле неподходящие жидкости, пробуждающие дух нечистоты, а он уже оскверняет мысли и поступки, отталкивая дух чистоты, о котором умолял Давид (Теилим, 51): «И дух Твоей святости не забирай от меня!» А в другом месте он просит: «Чистое сердце сотвори мне, Б-же, и дух, готовый служить Тебе, обнови в моем сердце». Именно по этой причине благословенный Б-г говорит: «Не загрязняйте своих душ всеми кишащими пресмыкающимися и не оскверняйтесь ими», — то есть, смысл пищевых запретов состоит именно в предохранении от отупения и осквернения.

Тора не говорит о запрещенных кушаньях как о «вредных» или «болезнетворных» — она называет их «нечистыми» и «отвратительными», ясно показывая, что они запрещены из-за заботы о душе человека, а не о здоровье его тела. А для здоровья, ясности и чистоты мыслей и души необходимо, чтобы очистился весь состав тела, чтобы кровь, порождаемая пищей, была легкой и прозрачной, а не грубой, плотной и несбалансированной, как бывает при употреблении запрещенных кушаний.

Кроме того, в те времена, о которых говорит Тора, запрещенные кушанья предпочитали идолопоклонники. В Индии и сегодня запрещено есть коров и овец, как отмечает Рамбам в Морэ невухим. А в других странах запрещенные кушанья употребляют как важную часть церемонии при служении идолам. Именно поэтому все они названы «отвратительными», поскольку этим словом в Торе обозначается поклонение идолам.

Итак, стало ясно, что запрещенные виды пищи объявлены таковыми ради заботы о совершенстве и здоровье души, и не ради тела.

с разрешения издательства Швут Ами

Читайте также: тематический обзор Аарон