«И раскрыла земля свои уста» (Корах, 16:32)
Двести пятьдесят глав общины, люди известные, принесшие воскурение, которых подстрекал Корах, были сожжены огнем, спустившимся с Небес, и умерли в мучениях. Датан и Авирам, разжигавшие ссору, были живыми проглочены землей и выкорчеваны из общины. А какое наказание самому Кораху? — спрашивает Гмара. И отвечает: Корах был среди сожженных и среди проглоченных одновременно (Трактат Санедрин, 110). Стоял он среди двухсот пятидесяти человек и был сожжен, покатился как огненный шар к расщелине в земле и скатился в бездну земли. Был наказан двумя наказаниями.
И как во всех словах наших мудрецов, благословенна память праведников, есть в них глубина и чудесная идея.
Обещано нам, что «Любое созданное оружие перед тобой не устоит» (Ишайя, 54:17), не будет народа, одолевшего народ Исраэля. Огречившиеся, цадукеи, ессеи, караимы — все устарели, все были проглочены историческим забвением, такой же будет учесть реформистов и консерваторов, «просветителей» и светских, как перед нашими глазами прошли и пропали и исчезли движение «Бунд» и коммунисты, и люди «религии Авода». Как кибуцная идеология неверия, тающая и испаряющаяся.
К большому сожалению, «преуспевают» они в сожжении чистых душ во вседозволенности, в костре грехов и в наказании за них. Десятки тысяч чистых душ, плененных врагом, как сказано «сыновья твои и дочери твои отданы другому народу» (Дварим, 28:32). Но в конце концов, народ вернется к себе и будет находиться в тени Моше рабейну.
Только Корах, разжегший пламя раздора, чуждый огонь, наказан дважды: сожжен в страстях злого начала и покатился огненным шаром, чтобы быть проглоченным бездной.
Известен раби Натан Биренбоим, благословенна память праведника, один из глав тех, кто возвращался к тшуве в прошлом веке. Он был молодым ассимилированным евреем, привлеченным обаянием Теодора Герцля, и был его заместителем в национальном движении. Именно он дал ему название «Сионистское движение». Позже пламя его охладилось, так как он не видел шансов, что многие евреи уедут из своих стран и станут жить в пустынной земле. Он оставил эту идею и стал главой еврейского движения «Бунд», знаменем которого была светская еврейская культура. В своих зажигательных речах он проливал огонь и серу на верующих евреев и превращал их в цель для насмешек. Но, как он рассказал в своей исповедальной статье «От атеиста до верующего», комар сомнения долбил ему мозг, и чем больше он углублялся и расследовал, узнавал историю своего народа и общечеловеческую историю, все больше и больше видел руку Провидения. Он признался самому себе, что его атеистический взгляд поверхностен. Но он все еще действовал по инерции, пока его не послали в Америку собирать деньги для своего движения. Когда он вернулся, то был приглашен на многочисленное собрание в Петербурге. Он поднялся на трибуну и проревел: «Моше истина, и Тора его истина, а мы обманщики!»
Разразилась буря. Он освятил имя Небес в присутствии многих людей, и не постеснялся принять помощь в наложении тфилин и изучении сидура (молитвенника). С огромным желанием он учил Пятикнижие, Мишну и Гмару, присоединился к движению «Агудат Исраэль», и был одним из его главных секретарей. Когда была послана делегация от Польши в Америку для усиления тамошнего еврейства, он был одним из ее глав. Во время плавания увидел его член делегации доктор Гильдесгаймер, взволнованного до слез. Заволновался и спросил он: «Доктор Биренбоим, что случилось?!»
Ответил: «Море»…
Море простиралось перед ними до горизонта, но отчего слезы? Вытер раби Натан глаза и рассказал: «Я был совершенно отдален — от моего Б-га, моего народа, от Торы и заповедей… В глубине сердца я знал об этом, но не мог найти силы, чтобы признаться в правде. Но когда я плыл в Америку, как мы плывем сейчас, я стоял на палубе, как мы стоим сейчас. Я смотрел на море, на просторы, на небо, заставляющие сердце биться сильнее, демонстрирующие веру, кричащие, что есть Творец. И это осознание не дало мне убежать от себя. Здесь я вернулся к тшуве — как же мне не плакать?!»… (А-оле а-гадоль, Маайян а-эмуна)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»