Как воспитывать детей, чтобы у них была вера в Б-га?

У каждой профессии есть свои инструменты. Инструмент воспитателя — любовь к детям. Рабби из Клойзенбурга

Можно поиграть в ассоциации. Когда мы слышим слово, обозначающее какое-то понятие, первая ассоциация показывает, каково в действительности для нас содержание этого понятия. Очень интересно послушать, что у ребенка ассоциируется со словами «вера» или «молитва».

У некоторых подростков, например, со словом «вера» ассоциируется — «страх», или «наказание». Рядом со словом «молитва» бывает слово «занудство», «скука».

Мы, взрослые, понимаем, что это не относится ни к вере, ни к молитве. Зато сколько ответов о ребенке, его чувствах, о том, какая помощь ему необходима, о том, как ему преподносится понимание духовных основ, можно получить!

Возможно, мама такого подростка чувствует, что ее назначение в этом мире состоит в том, чтобы поймать момент, когда ее ребенок ошибается, делает плохо, поймать его на «горяченьком» — чтобы помочь исправиться, разумеется! «Как ты помыл руки? — Иди, перемывай!» А если помыл хорошо, то это естественно и просто не замечается.

Создается иногда ощущение, будто глаза мам — это специальные «антенны», предназначенные «ловить» на плохом.

Первое, что мы должны сделать для себя: наши «шпионские» органы, умеющие, как с увеличительным стеклом, находить все проблемы свои и близких, — настроить на поиск положительного.

Если в данный момент у меня в жизни задача — учить детей вере, что я делаю? Я, как шпион, ищу с увеличительным стеклом, когда они сделают что-то хорошее, за что их можно похвалить, восхититься ими, порадоваться за них. Это может касаться мицвот, молитвы, общения с Всевышним, интересного вопроса, всего, что угодно, что каким-то образом связано с верой. И, найдя это, — умираю от счастья!

Чтобы это сделать искренне, надо вначале настроиться. Мидраш сравнивает воспитание детей со стрельбой из лука. Чтобы стрелять из лука, необходимо сделать 3 вещи: нужна цель, нужен лук и нужно вовремя стрелу отпустить. И сейчас мы формулируем цель.

Например, моя цель: помочь ребенку полюбить молиться. Для этого необходимо: найти, когда ребенок ошибся, забылся и сам по себе, без моего напоминания, взял и помолился. Совсем неважно, почему он это сделал. Ведь моей целью было: не упустить этот момент. И когда я смогла — ура! Теперь можно: описать, какой он молодец, какое замечательное дело сделал, воспользоваться знанием о том, что для него действительно важно, и поощрить (например, использовать 5 языков любви, и т.п.).