Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

— А зачем учиться? — спросит кто-то из читателей. — Худо — бедно, а с этим-то в большинстве своём мы справляемся!…

Давайте, для начала, проведём маленький тест. Напишите, как вы обычно ссоритесь. По порядку, как план.

Достаточно 5 пунктов.

А теперь, по тому же принципу, напишите, как вы миритесь.

Тот, кто смог без особых трудностей справиться с этим заданием — выиграл! Очень много выиграл в своей семейной жизни.

К сожалению, большинство людей затрудняются при выполнении этого задания. У многих нет техники ссор и не идеальны навыки примирения. А это приводит к разнообразным печальным последствиям.

1. Ссоры

Возьмём для примера вариант известной притчи.

Жили — были муж с женой. Жили долго, но не так чтобы счастливо. Муж часто обижал жену, кричал, скандалил. Жена молча терпела-терпела, а потом почувствовала, что боли и обид накопилось столько, что если не найти им выход — она не справится. Что делать? Рассказать кому-то — стыдно, да и некому. Кричать в ответ — не умеет. Думала она, думала — и придумала. Во дворе у них росло Большое Крепкое Дерево. И вот после каждой ссоры она стала брать молоток и вбивать в дерево гвозди!

Однажды муж вернулся домой возмущённый:

— В нашем дворе живут дети — хулиганы! Ты бы видела, во что они превратили Большое Дерево! Оно всё в гвоздях!!!

— Это не дети. Это я, — тихо сказала жена.

— Ты?!?! Но почему?

Тут она всё ему и рассказала. Он был потрясён, и они начали стараться улучшать свою семейную жизнь. Всякий раз, когда им удавалось исправить что-то, подняться ещё на ступеньку, муж шёл и торжественно вытаскивал гвоздь из Большого Дерева.

Пришел день, когда он торжественно подвёл жену к Дереву и показал ей, что ни одного гвоздя не осталось!

— Гвоздей не осталось. Дырки остались, — вздохнула жена.

Предположим, мы — птички на ветвях Большого дерева. Я думаю, у нас останется много вопросов.

Бесспорно, дырки останутся. А даже когда затянутся, останутся следы. Но! Разве именно сейчас стоит об этом напоминать мужу, приложившему столько усилий и стараний для улучшения семейной жизни?! Боюсь, эта дырка не затянется дольше других.

1. Кстати, а почему дырок ТАК много? О чём её муж самозабвенно ругался соло? Похоже, она не только не ссорилась с ним, а вообще не очень… общалась.

2. …Да и помириться с ней, судя по последней реплике, проблематично.

3. Очень жалко Дерево. Вернее того, кто в их семье Деревом работает… К сожалению, обычно это дети…

4. Вобщем, птичкам сверху очень хорошо видно, что ссоры — понятие многогранное, рождающее разнообразные последствия. С другой стороны, попытка не вступать ни в какие конфликты (пример жены) тоже ни к чему хорошему не приводит.

2. Споры

Так что же делать?

Во-первых, надо разделить «плохое» и «хорошее».

Многие люди думают, что, в идеале, муж и жена — как один человек. Они всегда думают и чувствуют одинаково. Ведь человек сам с собой не спорит!!!

Но это утверждение ошибочно. Человек сам с собой спорит. Да ещё как! Иначе откуда появляются душевные метания, и что такое совесть, мораль?

Более того, Всевышний соединил мужчину и женщину в пару именно для того, чтобы один из них мог удержать второго от ошибки. Это одна из главных причин. В мидраше рассказывается, что Ноах, пропуская пассажиров в свой ковчег, запретил входить Лжи.

— Почему?! — возмутилась Ложь.

— Я пропускаю только пары, — ответил Ноах.

— Но как мир сможет жить безо лжи? — возмутилась Ложь.

— Я пропускаю только пары, — повторил Ноах.

Идёт грустная Ложь по берегу, к смерти готовится. Вдруг повстречала Предательство.

— О, Предательство, женись на мне скорее, а то утонем!!!

Поставили хупу и бегом к Ноаху. И Ноах — делать нечего — их пустил.

Мудрецы спрашивают: «А что Ноах выиграл от союза Лжи и Предательства?» Дело в том, что в паре даже ложь не так беспредельна. В какой-то момент Предательство скажет: «Это уж слишком!!!» и остановит ее. А каких-то выходок Предательства не выдержит Ложь и положит предел выходкам Предательства!

(Кстати, ребе из Коцка говорил, что потом в этой семейке ребёнок родился. Назвали Политикой. )

Муж и жена обладают замечательной и очень ценной возможностью видеть вещи с разных сторон. Иногда это приводит к общему решению — компромиссу, или супруги выбирают один из вариантов. Иногда оказывается, что лучше подойти к делу сразу с двух сторон. Даже коврик тяжело вытряхивать, дружно держась за один край.

Рабанит Хава Куперман рассказывала, что её родители, рав Ицхак Зильбер и рабанит, благословенной памяти, иногда спорили при детях и оставались каждый при своём мнении. Это многому научило их детей.

3. Критика

К сожалению, бывает, что спор, продуктивное обсуждение ситуации, переходит в разрушительную ссору. Чаще всего мостиком служит критика. Невольно от обсуждения ситуации мы переходим к обсуждению друг друга.

— Но что плохого, — удивится кто-то, — если я хочу, заботясь о человеке, четко и чувствительно (иначе не обратит должного внимания!!!) сообщить ему о его недостатках. Ведь это поможет ему исправиться, то есть стать таким, каким я хочу его видеть!

Мини-тест.

Вспомните, когда вас критиковали

— незнакомый человек (например, в общественном транспорте, прохожий и т. п. ),

— сослуживец по работе,

— близкий.

Что вы чувствовали?

Хотелось ли бы вам снова оказаться в той же ситуации? Хотелось ли бы вам быть причиной подобных чувств другого человека?

Очень важно критиковать умело!

Уже раби Элиэзер бен Азария писал, что сомневается, есть ли в его время умеющие критиковать. Раши объясняет, что значит уметь критиковать. По его мнению, критиковать нужно:

1. с уважением;

2. так, чтобы у человека не изменилось лицо (т. е. совершенно не задев и не обидев его).

Правильная критика легко воспринимается и оставляет желание слушать ещё.

Критика давящая и обижающая, оскорбительная и унизительная — очень опасна. Прежде всего для того, кто критикует. Рав Деслер пишет, что такого человека Б-г судит как презирающего ближних и обижающего их просто ради своего удовольствия. Наказание за это очень серьезно.

Действительно часто желание критиковать или ссориться рождается из стремления решить личные проблемы, а не принести пользу другому человеку. Основные причины критики:

— соревнование;

— гордыня;

— гнев;

— уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю.

Все это наши чувства, эмоции. Представители некоторых психологических школ считают, что чувство — это данность, его надо проявлять, а то хуже будет.

Тора относится к этому совершенно иначе. С точки зрения еврейской традиции, человек способен управлять чувствами и эмоциями.

Вот несколько практических советов как это делать.

— Как использовать соревнование?

1. Не говорите фраз типа: «Я же смог… Я для тебя!… А ты!..»

2. Пользуйтесь словом «я» для описания своих трудностей, а не подвигов. Например. Мне сложно успевать мыть посуду, поможешь?

3. Не обвиняйте человека, говорите о ситуации. Например. Я понимаю, что ты не хотел меня обидеть, но так сложилось, что…

4. Благодарите.

5. Включайте себя в критик. Например. С этим мы не очень справились…

6. Просите помощи. Например. Я так хочу тебя любить. Помоги мне.

— Как использовать гордыню?

Хвалить как можно больше и искренней. Рамхаль пишет, что природа человека — воспринимать только людей, которые его хвалят и любят.

Вам нужно поругаться? Подготовьтесь!

В спокойное время составьте список достоинств партнёра. Старайтесь его увеличивать. Перед ссорой перечитайте!!! Идите на бой вооруженным.

— Как использовать уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю?

1. Подумать о своей необъективности. Все равно смотрю на мир через очки — пусть они будут розовыми…

2. Пользоваться лозунгом: «Не будь прав — будь мудр».

3. Научиться «пропускать». Мы не идеальны. Если присмотреться внимательно, жить невозможно ни с кем, начиная с самого себя.

— Как работать с гневом.

Это очень длинная тема, которой лучше заниматься отдельно. Основные идеи:

1. В спокойное время изучить свой гнев и найти способ с ним справляться.

2. Работать над дыханием. Во время вспышки гнева дыхание поверхностное, учащенное, короткое. Чтобы успокоиться, надо подышать глубоко, медленно.

3. Более 85% гнева проявляются в первые 5—15 минут после события. Постарайтесь занять это время. Например, переодевайтесь в определенную одежду, прежде чем закатить скандал.

4. Представьте, что видите происходящее со стороны, например на мониторе. Просто понаблюдайте. Если не хватает воображения, можно реально снимать. Например, снимать могут дети — всё равно они все видят и слышат. Это, конечно, шутка, но… грустная.

4. Ссоры. Инструкция по технике безопасности.

1. Ссорьтесь локально. Одна ссора — одна проблема!!!

2. Соблюдайте правило единства времени и места. Не переносите ссору с места на место, не тяните долго. Сели, поссорились, закончили. Всё!

3. Не вспоминайте. Ни о прошлой ссоре, ни о прошедшем годе, ни о том, что было у мамы.

4. Не возвращайтесь к темам, о которых уже ссорились и помирились. Амнистия должна быть полной!

5. Установите границы. Есть семьи, в которых просто немыслимо битьё посуды. Это их граница, красная линия. Где ваши границы? Они вас устраивают?

6. Определите лексику ссоры. Какие слова допустимы, а какие — ни в коем случае. Можно ругаться на уровне:

— Это не хорошо! Пора что-то менять…

Помните, язык — опаснейшее оружие. Раны, им нанесенные, часто не лечатся.

7. Не ложитесь спать в состоянии ссоры. Идите отдыхать только после примирения. Хочется спать? Завтра на работу? Миритесь! Такой подход — хорошая профилактика против идеи в стиле «не разговаривать неделю» и тому подобное.

8. Не стесняйтесь первым мириться!

9. Прощайте от всего сердца. По мнению Рамбама, евреев отличает умение и желание прощать.

Удачи !!!

Из журнала «Мир Торы»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени