Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

— А зачем учиться? — спросит кто-то из читателей. — Худо — бедно, а с этим-то в большинстве своём мы справляемся!…

Давайте, для начала, проведём маленький тест. Напишите, как вы обычно ссоритесь. По порядку, как план.

Достаточно 5 пунктов.

А теперь, по тому же принципу, напишите, как вы миритесь.

Тот, кто смог без особых трудностей справиться с этим заданием — выиграл! Очень много выиграл в своей семейной жизни.

К сожалению, большинство людей затрудняются при выполнении этого задания. У многих нет техники ссор и не идеальны навыки примирения. А это приводит к разнообразным печальным последствиям.

1. Ссоры

Возьмём для примера вариант известной притчи.

Жили — были муж с женой. Жили долго, но не так чтобы счастливо. Муж часто обижал жену, кричал, скандалил. Жена молча терпела-терпела, а потом почувствовала, что боли и обид накопилось столько, что если не найти им выход — она не справится. Что делать? Рассказать кому-то — стыдно, да и некому. Кричать в ответ — не умеет. Думала она, думала — и придумала. Во дворе у них росло Большое Крепкое Дерево. И вот после каждой ссоры она стала брать молоток и вбивать в дерево гвозди!

Однажды муж вернулся домой возмущённый:

— В нашем дворе живут дети — хулиганы! Ты бы видела, во что они превратили Большое Дерево! Оно всё в гвоздях!!!

— Это не дети. Это я, — тихо сказала жена.

— Ты?!?! Но почему?

Тут она всё ему и рассказала. Он был потрясён, и они начали стараться улучшать свою семейную жизнь. Всякий раз, когда им удавалось исправить что-то, подняться ещё на ступеньку, муж шёл и торжественно вытаскивал гвоздь из Большого Дерева.

Пришел день, когда он торжественно подвёл жену к Дереву и показал ей, что ни одного гвоздя не осталось!

— Гвоздей не осталось. Дырки остались, — вздохнула жена.

Предположим, мы — птички на ветвях Большого дерева. Я думаю, у нас останется много вопросов.

Бесспорно, дырки останутся. А даже когда затянутся, останутся следы. Но! Разве именно сейчас стоит об этом напоминать мужу, приложившему столько усилий и стараний для улучшения семейной жизни?! Боюсь, эта дырка не затянется дольше других.

1. Кстати, а почему дырок ТАК много? О чём её муж самозабвенно ругался соло? Похоже, она не только не ссорилась с ним, а вообще не очень… общалась.

2. …Да и помириться с ней, судя по последней реплике, проблематично.

3. Очень жалко Дерево. Вернее того, кто в их семье Деревом работает… К сожалению, обычно это дети…

4. Вобщем, птичкам сверху очень хорошо видно, что ссоры — понятие многогранное, рождающее разнообразные последствия. С другой стороны, попытка не вступать ни в какие конфликты (пример жены) тоже ни к чему хорошему не приводит.

2. Споры

Так что же делать?

Во-первых, надо разделить «плохое» и «хорошее».

Многие люди думают, что, в идеале, муж и жена — как один человек. Они всегда думают и чувствуют одинаково. Ведь человек сам с собой не спорит!!!

Но это утверждение ошибочно. Человек сам с собой спорит. Да ещё как! Иначе откуда появляются душевные метания, и что такое совесть, мораль?

Более того, Всевышний соединил мужчину и женщину в пару именно для того, чтобы один из них мог удержать второго от ошибки. Это одна из главных причин. В мидраше рассказывается, что Ноах, пропуская пассажиров в свой ковчег, запретил входить Лжи.

— Почему?! — возмутилась Ложь.

— Я пропускаю только пары, — ответил Ноах.

— Но как мир сможет жить безо лжи? — возмутилась Ложь.

— Я пропускаю только пары, — повторил Ноах.

Идёт грустная Ложь по берегу, к смерти готовится. Вдруг повстречала Предательство.

— О, Предательство, женись на мне скорее, а то утонем!!!

Поставили хупу и бегом к Ноаху. И Ноах — делать нечего — их пустил.

Мудрецы спрашивают: «А что Ноах выиграл от союза Лжи и Предательства?» Дело в том, что в паре даже ложь не так беспредельна. В какой-то момент Предательство скажет: «Это уж слишком!!!» и остановит ее. А каких-то выходок Предательства не выдержит Ложь и положит предел выходкам Предательства!

(Кстати, ребе из Коцка говорил, что потом в этой семейке ребёнок родился. Назвали Политикой. )

Муж и жена обладают замечательной и очень ценной возможностью видеть вещи с разных сторон. Иногда это приводит к общему решению — компромиссу, или супруги выбирают один из вариантов. Иногда оказывается, что лучше подойти к делу сразу с двух сторон. Даже коврик тяжело вытряхивать, дружно держась за один край.

Рабанит Хава Куперман рассказывала, что её родители, рав Ицхак Зильбер и рабанит, благословенной памяти, иногда спорили при детях и оставались каждый при своём мнении. Это многому научило их детей.

3. Критика

К сожалению, бывает, что спор, продуктивное обсуждение ситуации, переходит в разрушительную ссору. Чаще всего мостиком служит критика. Невольно от обсуждения ситуации мы переходим к обсуждению друг друга.

— Но что плохого, — удивится кто-то, — если я хочу, заботясь о человеке, четко и чувствительно (иначе не обратит должного внимания!!!) сообщить ему о его недостатках. Ведь это поможет ему исправиться, то есть стать таким, каким я хочу его видеть!

Мини-тест.

Вспомните, когда вас критиковали

— незнакомый человек (например, в общественном транспорте, прохожий и т. п. ),

— сослуживец по работе,

— близкий.

Что вы чувствовали?

Хотелось ли бы вам снова оказаться в той же ситуации? Хотелось ли бы вам быть причиной подобных чувств другого человека?

Очень важно критиковать умело!

Уже раби Элиэзер бен Азария писал, что сомневается, есть ли в его время умеющие критиковать. Раши объясняет, что значит уметь критиковать. По его мнению, критиковать нужно:

1. с уважением;

2. так, чтобы у человека не изменилось лицо (т. е. совершенно не задев и не обидев его).

Правильная критика легко воспринимается и оставляет желание слушать ещё.

Критика давящая и обижающая, оскорбительная и унизительная — очень опасна. Прежде всего для того, кто критикует. Рав Деслер пишет, что такого человека Б-г судит как презирающего ближних и обижающего их просто ради своего удовольствия. Наказание за это очень серьезно.

Действительно часто желание критиковать или ссориться рождается из стремления решить личные проблемы, а не принести пользу другому человеку. Основные причины критики:

— соревнование;

— гордыня;

— гнев;

— уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю.

Все это наши чувства, эмоции. Представители некоторых психологических школ считают, что чувство — это данность, его надо проявлять, а то хуже будет.

Тора относится к этому совершенно иначе. С точки зрения еврейской традиции, человек способен управлять чувствами и эмоциями.

Вот несколько практических советов как это делать.

— Как использовать соревнование?

1. Не говорите фраз типа: «Я же смог… Я для тебя!… А ты!..»

2. Пользуйтесь словом «я» для описания своих трудностей, а не подвигов. Например. Мне сложно успевать мыть посуду, поможешь?

3. Не обвиняйте человека, говорите о ситуации. Например. Я понимаю, что ты не хотел меня обидеть, но так сложилось, что…

4. Благодарите.

5. Включайте себя в критик. Например. С этим мы не очень справились…

6. Просите помощи. Например. Я так хочу тебя любить. Помоги мне.

— Как использовать гордыню?

Хвалить как можно больше и искренней. Рамхаль пишет, что природа человека — воспринимать только людей, которые его хвалят и любят.

Вам нужно поругаться? Подготовьтесь!

В спокойное время составьте список достоинств партнёра. Старайтесь его увеличивать. Перед ссорой перечитайте!!! Идите на бой вооруженным.

— Как использовать уверенность, что все обязано сложиться так, как я ожидаю?

1. Подумать о своей необъективности. Все равно смотрю на мир через очки — пусть они будут розовыми…

2. Пользоваться лозунгом: «Не будь прав — будь мудр».

3. Научиться «пропускать». Мы не идеальны. Если присмотреться внимательно, жить невозможно ни с кем, начиная с самого себя.

— Как работать с гневом.

Это очень длинная тема, которой лучше заниматься отдельно. Основные идеи:

1. В спокойное время изучить свой гнев и найти способ с ним справляться.

2. Работать над дыханием. Во время вспышки гнева дыхание поверхностное, учащенное, короткое. Чтобы успокоиться, надо подышать глубоко, медленно.

3. Более 85% гнева проявляются в первые 5—15 минут после события. Постарайтесь занять это время. Например, переодевайтесь в определенную одежду, прежде чем закатить скандал.

4. Представьте, что видите происходящее со стороны, например на мониторе. Просто понаблюдайте. Если не хватает воображения, можно реально снимать. Например, снимать могут дети — всё равно они все видят и слышат. Это, конечно, шутка, но… грустная.

4. Ссоры. Инструкция по технике безопасности.

1. Ссорьтесь локально. Одна ссора — одна проблема!!!

2. Соблюдайте правило единства времени и места. Не переносите ссору с места на место, не тяните долго. Сели, поссорились, закончили. Всё!

3. Не вспоминайте. Ни о прошлой ссоре, ни о прошедшем годе, ни о том, что было у мамы.

4. Не возвращайтесь к темам, о которых уже ссорились и помирились. Амнистия должна быть полной!

5. Установите границы. Есть семьи, в которых просто немыслимо битьё посуды. Это их граница, красная линия. Где ваши границы? Они вас устраивают?

6. Определите лексику ссоры. Какие слова допустимы, а какие — ни в коем случае. Можно ругаться на уровне:

— Это не хорошо! Пора что-то менять…

Помните, язык — опаснейшее оружие. Раны, им нанесенные, часто не лечатся.

7. Не ложитесь спать в состоянии ссоры. Идите отдыхать только после примирения. Хочется спать? Завтра на работу? Миритесь! Такой подход — хорошая профилактика против идеи в стиле «не разговаривать неделю» и тому подобное.

8. Не стесняйтесь первым мириться!

9. Прощайте от всего сердца. По мнению Рамбама, евреев отличает умение и желание прощать.

Удачи !!!

Из журнала «Мир Торы»


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.