Темы: Муж и Жена, Интимные отношения, Секс, Взаимопонимание, Лея Трахтенберг, Общение супругов
Уважаемая г. Трахтенберг. Расскажите, пожалуйста, о духовной и душевной близости между супругами в любой период, особенно, в дни отдаления. В чём она проявляется? Как работают над её появлением и укреплением? Что делать, если представления и потребности у обоих супругов разные? N.
Уважаемая N.,
Процитируем шестое из семи благословений, которые произносят, когда жених и невеста стоят под хупой: «Благословен… Одаривший нас ликованием, способностью петь, торжеством и блаженством — гила, рина, дица вэ-хедва, любовью, братством (духовным единством), миром и дружбой (гармонией и взаимной поддержкой) — аhава, ахава, шалом, вэ-рэут». Мы видим, что эти «дары» разделены на две группы: союз «вэ-» («и») отмечает последнее чувство/качество в обеих группах. Почему они разделены? Учат мудрецы: ликование, способность петь, торжество и блаженство — в период, когда жена разрешена мужу, после окунания в микву. Любовь, братство, мир и дружба — в период, когда жена запрещена мужу, до миквы.
В этом — еврейский парадокс. Любовь у всех означает близость, а у нас она «тренируется» именно в период отдаления, до того, как женщина станет разрешена мужу. Отдаление длится в среднем 12-14 дней.
Когда женщина пребывает в состоянии нида (т.е., когда у нее месячные, предположим, 5 дней), ей нужен отдых, физический и душевный, это ее потребность, которую следует уважать, она может позволить себе определенную замкнутость. Мы говорим о следующем этапе периода отдаления — об отсчете семи чистых дней. Любой отсчет (сфира) у евреев означает подъем к определенной цели, достижение какого-то изменения (ср. сфират а-омер перед праздником Шавуот). Статус человека изменяется после совершения определенной «работы».
Какую же работу должна совершить женщина?
Есть потребности женской физиологии. Они никогда не будут удовлетворены, если женщина не ощущает своей духовной ценности. Ощутить это ей мешают проблемы, тяготы, обиды. Сам по себе отсчет ничего не изменит, не приведет к подъему и изменению статуса. Главная цель счета — развить в себе влечение к мужу )эль ишех тшукатэх — Берешит 3, 16). Оно существует всегда, и Всевышний повышает содержание «гормона притяжения» точно ко дню окунания в микву, чтобы усилить желание женщины. Но душевный настрой женщины влияет на ее желание больше, чем физиологический график, в то время как притяжение у мужчины в основе своей физиологическое.
Поскольку женщина в принципе является активным инициатором отношений, макдима рцон баала (предупреждает желание мужа), она должна взять инициативу на себя и развивать свое влечение к нему. Влечение, тшука — это физиология плюс настрой. Она должна «развивать влечение мужа к ней». Известно: свойства, которыми женщина обладает в большей мере, чем мужчина, — это бина (интуиция; понимание, способствующее «строительству» — иша бона) и дибур (речь, способность вербализовать). Иша медабэрэт им баала — женщина говорит со своим мужем, и иша йозэмет йахасим — женщина инициирует отношения. Мудрецы так и постановили — женщина первой начинает говорить с мужем. Такова ее задача — пробудить влечение у себя, а потом — у мужа.
Семь чистых дней помогают очистить тело, но тут дело не только в практической стороне заповеди (проверки). Очень важно намерение женщины удалить коцим ми-лев — занозы из своего сердца. Муж и жена должны стать басар эхад — «единой плотью» (Берешит 2, 24). Этому препятствуют «занозы» в сердце — обиды, разочарования. Женщина инициатор и здесь — в «удалении заноз». Муж и жена отдыхают друг от друга в период отдаления, ссора «уменьшается в размерах», женщина может пересмотреть свою позицию. Разумеется, речь здесь идет о мелких «занозах», а не о «бревнах». «Бревна» не извлекаются без помощи специалиста… Мелкие занозы из своего сердца можно вытащить с помощью дибур бонэ — построив разговор правильно. В эти дни женщина говорит, что ее обидело и что ее может излечить — слово, подарок или прогулка при луне. Она сама выбирает себе «лекарства», т.к. знает их лучше, чем муж. А муж знает галахот, которые он наверняка учил, и с радостью ответит на ее инициативу. Мудрецы постановили: hу хайав лэанот (можно прочесть как лаанот — «отвечать») аль тшуката — он должен ОТВЕТИТЬ на её «влечение». Эта заповедь называется мицват она — заповедь о супружеской близости. Итак, жена проявляет инициативу — начинает разговор — и называет «лекарства», которые могли бы ей помочь, а муж С РАДОСТЬЮ отвечает на ее влечение — в «чистые» и «нечистые» дни.
Если жена видит, что муж ее ублажает («мефайес»), идет на компромисс и хочет помириться, ей это приятно. Глаза жены подняты, возведены (нэсуот) на мужа, они выражают желание. И ему приятно пойти на компромисс, излечить и излечиться. Это взаимодействие: она отсчитывает дни, пробуждает в себе влечение к мужу, а он — отвечает. А когда супруги стараются друг для друга, это как две волны. Совпадение направления и амплитуды приводит к резонансу чувств — к любви, единству, гармонии, верности.
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»