Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Традиция

И сказал Г-сподь Моше: «Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую голубую нить…» Этот отрывок мы читаем трижды в день во время молитвы «Шма, Исраэль». Голубая нить — птиль тхелет на иврите. О том, что в цицит должна быть птиль тхелет, говорится в Торе. В Геморе сказано, что для ее изготовления использовали специальную краску, добываемую из морского животного «хилозон».

Технология процесса добычи краски для изготовления тхелет давно потеряна. Примерно полторы тысячи лет прошло с тех пор. Многие поколения евреев не знают, как выглядела птиль тхелет. Однако поиски утраченного продолжаются. О своих исследованиях, посвященных птиль тхелет, рассказывает преподаватель ешивы «Торат Хаим» рав Элиягу Тавгер.

— Был такой случай в ешиве. Ко мне подошла группа ребят. Они показали новенький талит с цицит и спросили: «Где тхелет?» Меня очень удивил их вопрос. Тогда я никому не рассказывал о своей исследовательской работе и не мог понять, как они узнали о ней. Оказалось, что они внимательно читали отрывок из «Шма, Исраэль», потом взяли талит и не увидели птиль тхелет, о которой написано в молитве. Меня очень впечатлил этот случай. Привычка приводит к тому, что мы перестаем обращать внимание на очевидные вещи.

Хорошо, что так происходит не всегда. Приблизительно в 1888 году жил в польском местечке Радзин хасидский ребе Гершон Генах Ляйнер. Он решил найти того «хилозона», о котором говорит Гемора. В результате исследований пришел к выводу, что это кальмар, живущий в Средиземном море. Как и у любого другого кальмара у него есть так называемые чернила — темная жидкость, которую он выпускает, когда чувствует опасность. Потом Радзинский ребе открыл процесс изготовления краски, и у его хасидов появилась нитка тхелет в цицит. О своих исследованиях и находках он написал три книги.

В хасидском мире открытие Радзинского ребе вызвало резкую критику. Дело в том, что великий кабалист Аризаль говорит, что мы лишились тхелет после разрушения Храма. Именно на этом высказывании была построена атака против открытия рава Ляйнера: «Как можно возобновлять тхелет, когда его не должно быть после разрушения Храма!»

После рава Ляйнера известный рав, первый раввин Израиля Ицхак Айзик Герцог занимался исследованиями, посвященными тхелет. Он был блестяще образован, знал много языков, в их числе греческий и латинский. Его докторская диссертация посвящалась тхелет. Он нашел упоминание о древней технологии получения краски из морских животных в греческих и латинских источниках. У Аристотеля есть книга «История анималии», в ней он говорит о животных и их использовании в жизни человека. Энциклопедия Плиния, римлянина, друга императора Тита, жившего в 1-ом веке до н.э, описывает улитку, из которой добывали очень дорогую краску, имевшую всемирную известность и оцениваемую в 3 раза дороже золота. В Риме к ней относились как к императрическому символу. Здесь издавали указы, запрещавшие использование краски и даже имитацию ее цвета кому бы то ни было кроме императора и его приближенных. Мусульмане, завоевавшие Рим, полностью уничтожили производство краски, так как видели в ней символ империи. В еврейских источниках с этого времени также не упоминается использование хилозона для производства тхелет.

В энциклопедии Плиния очень точно описывается сама улитка, места, где она обитает, способы, которыми из нее добывается краска. Логично предположить, что это и есть тот хилозон, о котором говорят наши мудрецы, так как в своих книгах и греки, и римляне подробно описывают быт времен Второго Храма и после.

Есть много исследователей-неевреев, занимавшихся вопросом утерянной краски. Они утверждают, что именно из улитки, упоминаемой в книгах Аристотеля и Плиния, делали такую краску в древнем мире. Есть исследователи, опирающиеся на еврейские источники. Они считают также, что хилозон, о котором говорится в Геморе, и есть та улитка, о которой пишет Плиний. В греческих источниках она называется порфирас, в латинском языке — пурпура. Это слово перешло и в другие языки. В русском тоже есть слово «пурпур», правда, используемое как название цвета, а не морского животного.

Чтобы добыть краску из пурпурной улитки надо разбить ее довольно массивный панцирь. Тогда можно добраться до железы, которая вырабатывает особую прозрачную жидкость. После разбития панциря жидкость окрашивается и приобретает сиреневатый оттенок. Мудрецы называют эту жидкость «кровь улитки», а железу, ее выделяющую, — веной. Известно, что шерсть тхелет синего цвета, цвета неба и моря. Но как получить этот оттенок из сиреневатой жидкости? На этот вопрос у р. Герцога не было ответа. Поэтому он предположил, что хилозон — это улитка янтина, выделяющая жидкость синего цвета. Это и привлекло внимание р. Герцога, который, тем не менее, не проверял опытным путем свое предположение. Но янтина не упоминается нигде в источниках. С этой улиткой никогда не связывали процесс изготовления тхелет.

В более позднее время израильский химик, профессор Отто Эльснер проводил опыты с пурпурной улиткой и в процессе варки выделяемой ею жидкости получил синий оттенок. Я познакомился с профессором Эльснером, когда сам занялся изучением этой темы. С ним я вел переговоры о покупке патента на его открытие, но параллельно и сам пробовал красить. Трудно было добывать пурпурных улиток. Они водятся в Израиле, но закон запрещает промышленную добычу этих улиток. Был период, когда я занимался их поисками. Надо было нырять самому или нанимать водолазов. Потом я познакомился с американскими евреями, которых тоже интересовала эта тема. С аквалангами мы выезжали на море, пробовали искать и вылавливать улиток. Дома я разбивал улиток и проводил опыты с выделенной жидкостью. Ее надо не просто варить. Необходимы химикаты, приводящие к изменению оттенков цвета. Было много неудач, тратилась масса денег. В конце концов у меня получилось. Я перестал нуждаться в приобретении патента Эльснера. Я добился того, что у меня был цицит с нитью тхелет. Это произошло в 1988 году.

Вместе с американскими коллегами мы создали организацию «Птиль тхелет», наладившую производство тхелет. У нас уже есть небольшой завод. Каждый месяц мы продаем 500 комплектов, в каждый из которых входят белые нити и птиль тхелет для одного талита. Мы нуждаемся в огромном количестве пурпурных улиток. Только для производства 1 талита нужен килограмм этих морских животных. Это снова возвращает нас к древности и объясняет дороговизну материала тхелет. Сейчас мы покупаем улиток в Хорватии. Есть мастерская, расположенная на востоке от Иерусалима по дороге к Мертвому морю в местечке Кфар Адумим, куда приезжают экскурсии. Вместе с единомышленниками мы создали Интернет-сайт на английском языке и на иврите. Люди знакомятся с темой, потом пишут статьи «за» или «против». Уже много лет я собираю все, что напечатано на эту тему. Хочу создать библиотеку, куда люди могли бы приходить и изучать этот вопрос.

Мою исследовательскую работу одобрил рав Шмуель Ойербах, один из авторитетнейших раввинов современности. Он сказал мне, что проблемой птиль тхелет очень важно заниматься и позаботился, чтобы моя статья на эту тему была опубликована в авторитетном научно-религиозном журнале. Следуя его совету, я сам ношу цицит с тхелет. По мнению рава Ойербаха, я должен так поступать, если убежден в своем открытии. Его советы помогли мне понять, что надо развивать производство нитей тхелет, чтобы заинтересованные люди получили возможность их носить. Массовое ношение талитов с птиль тхелет сможет привлечь внимание авторитетных раввинов к этой теме.

из журнала «Мир Торы», Москва


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.