Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что делается Небесами, — к добру»В. Талмуд, Брахот 60б
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Почему мы не хотим прихода Машиаха? — с этого каверзного вопроса рав Давид Голдстейн начал свое выступление в RAJE (Russian American Jewish Experience), молодежном еврейском центре на Брайтоне.

Многие cтали доказывать, почему, по их мнению, мы искренне хотим прихода Машиаха: надеемся, что он разрешит наши проблемы — семейные, медицинские, финансовые и многие другие…

— Эти причины не связаны с приходом Машиаха, — парировал рав. — В соответствии с еврейской традицией, приход Машиаха не призван разрешать наши личные проблемы. Откройте Маймонида, и вы прочтете, что задача Машиаха — вернуть евреев к соблюдению законов Торы и возвратить их на Землю Израиля…

Должен признаться, что для меня сам факт этой лекции явился чудом, неким признаком того, что время Машиаха не за горами.

Я познакомился с равом Голдстейном прошлым летом, когда приехал в Израиль с группой молодых людей из Нью-Йорка. Мы сидели в зале иерусалимской иешивы «Эш-а-Тора», недалеко от Стены Плача, и наслаждались лекциями семинара «Дискавери». Лучшие преподаватели «Эш-а-Торы» читали нашим ребятам лекции на темы: «Семь чудес еврейской истории», «Тора и теория Большого взрыва», «Теория эволюции и история Творения»… Признаюсь, что утомленные бесконечными экскурсиями и ночными прогулками по Иерусалиму, ребята, по студенческой привычке, кимарили. И вдруг в зал вошел молодой раввин Давид Голдстейн. Он рассказал, что приехал в США из Одессы ребенком, и многие студенты тут же «проснулись», почувствовав в лекторе «своего». А уж потом заснуть на его уроке не смог никто. Эмоции и интеллект слились в лекции рава Голдстейна в полной гармонии, ребята активно участвовали в обсуждаемой теме, отвечая на его вопросы. Я почувствовал, что рав Голдстейн является восходящей звездой «Эш-а-Торы».

— Как вы оказались в Израиле? — спросили ребята, окружив лектора после урока.

— Еще школьником я увлекся каратэ, учился в школе «Шотакан» на авеню М в Бруклине. Получив черный пояс, я стал преподавателем этой школы. Главой школы был религиозный еврей, который рассказывал мне об иудаизме. Возможно, это стало моим первым знакомством с Торой. В дальнейшем я поехал на соревнования «Маккабиады» в Израиль. Оказавшись в Иерусалиме, пошел к Стене Плача. Тогда меня впервые пригласили на субботнюю трапезу. После этого я посетил семинар «Эш-а-Торы», который изменил мою жизнь. Я решил остаться в Иерусалиме и изучать Тору, а затем стал вести семинар «Дискавери»…

Для меня чудо состояло не только в удивительной судьбе рава Давида Голдстейна, но и в том, что сегодня молодой раввин переехал в Бруклин и стал лектором молодежного центра RAJE на Брайтоне.

— Когда я начал занятия в иешиве «Эш-а-Тора» в Иерусалиме, на первой же лекции рав Ицхак Берковиц задал вопрос: «Почему мы не хотим прихода Машиаха?» Дело в том, что каждый из нас получает награду за духовную работу, за тот моральный выбор, который мы делаем в своей жизни. Чем больше тьмы, чем труднее наш выбор, тем выше награда. Приход Машиаха осветит нашу жизнь, рассеет сомнения, облегчит выбор, но вместе с этим уменьшится и награда человека, творящего добрые дела во времена Машиаха.

— Готовы ли мы к приходу Машиаха? — спросил рав Берковиц. — Готовы ли мы к подведению итогов проделанной нами работы или нуждаемся в дополнительном времени? Многие захотели бы еще времени для того, чтобы самим добиться большего совершенства, самим разрешить волнующие вопросы.

В этом свете мы, возможно, поймем, почему первый человек Адам нарушил волю Всевышнего. Если бы, находясь в райском саду, Адам не съел плод дерева познания добра и зла, то наступил бы момент триумфа истории и подведения итогов, тогда пришел бы Машиах. Однако Адам не хотел «получить» приход Машиаха «в дар», а заслужить его, познав не только добро, но и зло, не только свет, но и тьму, научившись делать правильный выбор во тьме. Лишь в этом случае можно заслужить награду.

В чем же была ошибка Адама? Как бы ты ни был умен, следует, не мудрствуя лукаво, исполнять волю Творца.

Но тогда за что Адам получил бы награду? Для того, чтобы подчинить свою мудрость мудрости Всевышнего, требуется принести свое «я» в жертву. Награда за это самопожертвование была бы больше, чем за все «самостоятельные» усилия Адама.

Многие люди не захотели бы прихода Машиаха, думая о том, что они еще не готовы подводить итоги, ибо должны продолжить свою духовную работу, — сказал рав Берковиц. — Однако если мы вспомним о нашем народе и всем человечестве, о людях, нуждающихся в свете истины и разрешении их многочисленных проблем, и будем готовы пожертвовать собой ради них, то награда за этот выбор будет больше, чем все попытки продолжить работу «для себя»!..

— Эта мысль рава Берковица потрясла меня, и я решил изучать Тору для других, для того, чтобы в дальнейшем делиться знаниями с людьми! — сказал в заключение рав Голдстейн.

… Звучащие в Рош Хашана звуки Шофара напоминают нам о жертвоприношении Ицхака и принятии Торы, о будущем приходе Машиаха и возвращении евреев в Страну Израиля. Слушая Шофар, мы учимся подчинять свою волю воле Всевышнего и жертвовать собой ради других. В еврейский Новый год мы желаем благословения не только себе, но и своим близким, всему народу!


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.