Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

Почему мы так скупы на похвалу? Неужели из-за опасения перехвалить наших детей и друзей? Хотя многие почему-то совсем не боятся критиковать, обрушивая на головы близких свой гнев…

«Критика и самокритика — движущие силы советского общества!» — прочитал я на стене какой-то обшарпанной конторы и улыбнулся. Попытка создания «гомосоветикуса», унижая и критикуя его, провалилась вместе со строительством коммунизма. Однако разрушительное влияние тоталитарной системы на души людей не исчезло бесследно. Ведь нас учили, что человек — это винтик, щепка, а когда «лес рубят — щепки летят»…

— Детям иммигрантов из России совсем непросто, — как-то поделилась со мной социальный работник, обладающая многолетним опытом работы с иммигрантской общиной. — Родители всегда не довольны достижениями своих детей. Если дети приносят из школы хорошую оценку — «восемьдесят», родители их не хвалят, выражая свое недовольство, — почему не отлично — «девяносто». Но даже если ребенок получил девяносто девять баллов, родители считают своей обязанностью спросить: а почему не «сто». Дети понимают, что все равно не добьются родительской похвалы. Так зачем же стараться? Некоторые вообще перестают учиться, утверждая, что результат все равно один и тот же.

Неужели мы действительно боимся произнести доброе слово, чтобы не перехвалить? Впрочем, если чего и следует опасаться, то это разрушительной силы критики.

Критика — мощное оружие, которое может использовать по назначению лишь деликатный человек. В противном случае грубые слова могут унизить человека в его собственных глазах. К сожалению, часто используемый ярлык «ты — лентяй» (как и любой другой) не только не помогает, не подталкивает к учебе, а обладая гипнотической силой, заставляет ребенка, не дай Б-г, поверить в то, что он действительно лентяй и бездельник. Слова формируют самооценку в детях, которые зачастую оправдывают оказанное доверие. Потому так важно, критикуя или хваля, проявлять уважение к человеку, чтобы научить его уважать себя!

Духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» рав Меир Хадаш учил нас, что, критикуя людей, нельзя унижать их, загонять в угол, требуя признания вины, а оставлять возможность сохранить свое человеческое достоинство. Рав Меир был учеником великого педагога Алтера из «Слободки», рава Носона Цви Финкеля, построившего иешиву на идее величия человека — «гадлут ха-адам». Реб Алтер оказывал огромное уважение своим ученикам, помогая им открыть величие своей души. Удивительно, что из маленькой иешивы в Литве вышло много действительно великих людей, которые стали духовными лидерами следующего поколения. Достаточно вспомнить раввинов, сформировавших духовный облик американского еврейства: рава Котляра, возглавившего иешиву «Лейквуд», рава Каменецкого — иешиву «Тора ваДаат», рава Гутнера — иешиву «Хаим Берлин», рава Рудермана — иешиву «Нер Исраэль»…

Тора указывает нам всегда помнить о том наказании, которое постигло сестру Моисея Мирьям. В беседе с Аароном она позволила себе критиковать своего великого брата, говоря, что «и с нами говорил Всевышний», почему же он не уделяет должного внимания своей семье?

Мирьям любила Моисея, который был скромнейшим из людей и наверняка не обижался на ее слова, обращенные к добрейшему Аарону. Но все равно Мирьям была наказана за свои слова. Тем более мы, далекие от праведности Моисея, Аарона и Мирьям, должны быть осторожны в словах, писал Хофец Хаим. Потому Тора обязывает нас: «Помни, что сделал Всевышний Мирьям» (Дварим, 24:8).

Но в чем заключается урок, который мы должны извлечь из этой истории?

… Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого, нанести ему удар словом, объясняют мудрецы.

Мирьям осудила, потому сама была осуждена на небесах, объясняет рав Ицхак Гутнер…

Более того, Мирьям не сумела осознать величия своего брата, о котором сказано, что «никогда не будет пророка, подобного Моисею». Следовательно, наказуема не только критика, но и неспособность человека видеть достоинства в других!..

Если был найден убитый, то старейшины из ближайшего города, должны были прийти на это место и произнести: «Наши руки не пролили этой крови» (Дварим, 21:8).

«Но кто мог подумать, что старейшины пролили кровь? — спрашивает Раши, приводя слова мудрецов Талмуда (Сота, 45). — Однако слова старейшин следует понимать так: “Мы не видели его и не отказали ему в пище, и не проводили его”.»

Следовательно, если бы путник пришел в город и его встретили там негостеприимно, не поддержав пищей и не проводив, то жители города считались бы виновными в убийстве, ибо старейшины не могли бы уже сказать: «Наши руки не пролили этой крови». Но ведь они не убивали его. В чем же их вина?

Уважение необходимо каждому как воздух! Оно дает человеку силы и энергию. Если бы жители города проявили должное уважение к путнику, то, возможно, у него хватило бы сил защитить себя от разбойника. Те, кто негостеприимно приняли его, лишили путника сил, став соучастниками убийства.

Не бойтесь говорить о достоинствах человека, — учил выпускник «Слободки» бруклинский раввин рав Авигдор Миллер. — Ставьте человека на пьедестал!


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.