Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«Рабы твои сосчитали поголовно воинов, которые поручены нам, и не убыло ни одного из них» (31:49)

Во время своих многочисленных поездок во имя народа Израиля прибыл раби Йосеф Хаим Давид Азулай (Хида) в Ливорно на корабле в шабат. Чего только не предпринимал раби, чтобы не сходить с корабля до исхода шабата. Капитан заставил рава всё же сойти на берег, но все вещи и деньги, собранные для народа Израиля, раби оставил на корабле. Но то, что раби не нарушил шабат, помогло ему, и когда он вернулся в воскресенье на судно, то нашёл всё в целости — не исчезло ни одной вещи.

«Загоны для овец построим мы для скота нашего здесь и города для малых детей наших» (32:16)

Имущество свое они жалели больше, чем собственных детей, поэтому они сначала говорят о своих овцах, а лишь потом о детях. На это Моше ответил им: «Неверно вы поступаете! Сначала делайте главное, а потом — второстепенное. Сначала стройте себе города для детей ваших и лишь потом загоны для скота» (Раши).

В первые годы после создания государства Израиль, когда экономическое положение было очень тяжелым, определенные круги пытались убедить население страны и, в частности, новых репатриантов, в необходимости «планирования семьи». Но по еврейскому закону воздержание от деторождения по экономическим соображениям является тяжелым прегрешением. Раввины при любой возможности убеждали репатриантов в недопустимости «планирования семьи», объясняли, сколь велика заслуга рожать детей, ибо от этого зависит приход Машиаха. Только когда все предназначенные души спустятся в этот мир, придет Машиах. Получается, что каждый рожденный ребенок ускоряет приход Машиаха.

У р. Ицхака Ноаха родился внук, и рав прибыл в Кирьят Шмону на его обрезание. Перед обрезанием обратился рав к присутствующим: Посмотрите-ка на этого чудесного ребенка, на его чистое лицо. Нам необходимы тысячи и десятки тысяч ему подобных, чтобы усилиться и укрепиться против наших врагов. Можем ли мы своими собственными руками предотвращать рождение наших сыновей и дочерей, которыми Б-г хочет удостоить нас? Можем ли мы по своей воле отказаться от величайшего счастья обнимать своего ребенка? Как мы можем нарушить приказ Творца: «Не для пустоты сотворил он ее (землю), Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18).

Прочувствованные слова рава возымели свое действие, и с тех пор любые разговоры о «планировании семьи» наталкивались на непреодолимую стену.

[Рав Ицхак Ноах был равом поселения Элькош на севере Исраэля в 5714—5723 (1952—1964) годах.]


Качества Творца мы познаем по Его деяниям. Для того, чтобы прилепиться к Творцу и уподобиться Ему, человеку следует уподобиться в своих поступках тринадцати высшим Качествам Милосердия Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Даат Твунот 9. Создание зла и его границы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.

Кто от кого скрывается? Где находится Б-г? Создал ли Всевышний мир таким, что в нем есть связь между Ним и людьми?

Рав Ефим Свирский

Как Тора объясняет свой феномен именно с психологической точки зрения? Из книги "Тора и психология".

Путь Творца

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".