Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«А этот муж Моше был самым скромным из людей на земле» (12:3)

Раби р. Йешая Шимон Хаим (Исмах) Овадия, рав города Сафро, решил опубликовать свои алахические решения в приложении к книге Авней шаиш. Иерусалимский издатель, печатая книгу, в титульном листе назвал автора равом Овадией из города Сафро. Случайно в типографию зашел знаменитый иерусалимский рав. Увидев первые оттиски книги, он приказал издателю переделать титульный лист и написать на нем «Арав агаон», т.е. «выдающийся рав». Так тот и сделал.

Когда р. Йешая получил отпечатанный экземпляр, у него потемнело в глазах, и он, склонив голову, заплакал, отказался от еды и сел в угол, как если бы пребывал в трауре. Не помогали никакие уговоры. В конце концов, было решено тут же послать телеграмму из Сафро в Иерусалим с просьбой спрятать уже отпечатанный тираж и сделать новый, где не будет упомянуто слово «Гаон». Только после того как это было сделано, рав успокоился и сказал, что теперь нечего ему стыдиться ни в этом мире, ни в мире грядущем».

«И Аарон сказал Моше: прошу, господин мой» (12:11)

Рав Йеуда бен Атар, один из знаменитых мудрецов города Феса (Марокко), проходил как-то мимо магазина угольщика. Обратился к раву владелец магазина и попросил: «Раби, я очень голоден. Я хочу пойти домой поесть, может быть, ты посторожишь магазин?» «Пожалуйста, сын мой», — ласково ответил рав. Угольщик встал и пошёл, а рав Йеуда остался стоять в дверях магазина, запорошенного угольной пылью.

Проходивший мимо рав Яаков бен Цур, увидел р. Йеуду и спросил, он там делает.

Ответил р. Йеуда как есть: сказал, что стережет магазин до возвращения хозяина. Удивился раби Яаков: «А что же будет с Торой?»

Ответил раби Йеуда: «Всегда затруднялся понять слова трактата Ктубот Иерусалимского Талмуда: “Всё, что скажет мне человек, сделаю”. Не понимал я намерений и смысла слов автора. Ведь был он сказочно богат и мог исполнить желание любого, и обязан был сделать так по закону: оказать помощь из сострадания к другим людям.(???)

Но сейчас я понял.

Даже, если б обратился угольщик к автору Талмуда и попросил постеречь магазин, по закону никто не должен охранять из-за почёта Торы(из почитания Торы?), но, тем не менее, не отказался бы посторожить мешки с углём.

И если автору Талмуда приятно было откликнуться на просьбу любого еврея, даже просьбу такого необычного рода, то насколько же я обязан поступать также и выполнять желание любого еврея…»


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.