Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

והיו הכרבים פרשי כנפים למעלה סככים בכנפיהם על-הכפרת

“И будут керувы с распростёртыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку” (25: 20)

Керувы с лицами младенцев на крышке ковчега, где находится Тора, намекают на Тору, которую маленькие дети учат в хедерах и которая защищает народ Израиля и охраняет его от всего плохого, что пристаёт к нему, как сказано: “Мир существует не для чего иного, как для суеты детей, изучающих Тору” (Шабат 119), как сказано: “На лепете новорожденных и еще не рожденных младенцев Ты основал Свое могущество — против Твоих ненавистников, чтобы обезвредить врагов и тех, кто ищет мести” (Теилим 8: 3).

Однажды главный рав острова Джерба р. Нисим Хадад шёл на базар и увидел одного из учеников талмуд-торы, будущего раби Яакова Коэна, с корзинкой в руках.

Рав спросил ребёнка: “Почему ты не пошёл в талмуд-тору?” Ответил мальчик: “Мой дедушка Звулун Коэн послал меня купить кое-что для гостей, приехавших к нему”. Сказал рав: “Дай мне корзинку, деньги и список того, что надо купить”.

Рав купил всё необходимое и отнес Звулуну Коэну.

Того в это время не было дома, но его жена, увидев рава, возмутилась “наглостью” своего мужа, сделавшего своим посыльным рава, и со стыдом приняла покупки.

Когда муж вернулся домой, жена возмущенно “набросилась” на него: “Как ты посмел послать корзинку с овощами через даяна?” Ответил рав: “С чего ты взяла? Я послал внука, Яакова, купить необходимые продукты на базаре!” И тут же отправился к главному раву выяснить, в чём дело. Раскритиковал Звулуна рав, сказав: “Почему оторвал ребёнка от учёбы в талмуд-торе? Разве ты не знаешь, что мудрецы запрещают отменять обучение детей даже при строительстве и освящении Храма?”

Звулун понял свою ошибку, попросил у рава прощение и дал обещание не посылать детей за покупками вместо учёбы.

ונתת את-הכפרת על ארון העדת בקדש הקדשים

“И возложи крышку на Ковчег свидетельства в Святая святых” (26: 34)

Говорят наши мудрецы (Даат хахамим), что первые буквы еврейских слов “Ковчег свидетельства в Святая святых” образуют слово אהבה (любовь). Чтобы выразить Свою любовь к народу Израиля, Б-г ограничил проявление Своего присутствия Ковчегом свидетельства.

Несколько десятилетий тому назад король Италии Виторио де Мануэль посетил синагогу города Триполи, столицы Ливии, бывшей тогда колонией Италии. Завидев короля, главный раввин Ливии р. Ицхак Букобза произнёс соответствующее благословение. Благословение перевели на итальянский язык, и король очень растрогался.

Через некоторое время Виторио де Мануэль женил своего сына. Он не забыл рава из Ливии и отправил судно с приглашением на свадьбу. Рав ответил согласием и был с почётом принят в королевском дворце.

После окончания свадебных торжеств, перед отъездом рава домой в Ливию король решил побеседовать с ним: “Господин рав, Ваше прибытие на свадьбу для нас — большая честь. В благодарность за оказанное нам уважение я готов удовлетворить любое Ваше желание!”

Ответил рав: “Я слышал, Ваше Величество, что в подвалах Ватикана хранятся сосуды Иерусалимского Храма. Мне бы очень хотелось увидеть эти предметы”. Царь обратился к Римскому папе, находившемуся тут же во дворце, и получил согласие.

Рав с сопровождающим по тёмным переходам и едва освещенным лестницам отправился к месту, где хранились еврейские святыни. Они вошли в зал со сводчатыми потолками. Сопровождающий поднял факел, отодвинул тяжёлый занавес — и перед глазами рава засияла во всей красе храмовая утварь. Взволнованный рав закричал: “Достаточно, я не могу вынести это сияние, я не могу больше смотреть!” Занавес вернули на место, а рав поднялся наверх, бледный и расстроенный.

Подавленность не покидала рава всю обратную дорогу в Ливию. По приезде в Триполи рав почувствовал себя плохо и слег. Сорок дней он был прикован к постели, и затем скончался. Одни считают, что причиной кончины рава стало пагубное состояние его духа, другие — что он не смог вынести боли при мысли о том, что святыни попали в нечистые руки. Третьи говорят, что дело в святости, которую излучали храмовые сосуды. Она была столь велика, что даже великий человек сегодня не в состоянии её воспринять!

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше