Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.

Происход ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа.

Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.

Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕГОДНЯ?

Почти 3300 лет назад еврейский народ, выйдя из Египта, получив Тору у горы Синай и проведя сорок лет в пустыне, впервые вступил в страну, обещанную ему Б-гом. Спустя 850 лет завоеватели-вавилоняне изгнали евреев из страны. Через 70 лет евреи вернулись на родину, а 420 лет спустя вторжение в страну римлян закончилось для них новым изгнанием. Это последнее — римское изгнание — не завершилось еще и сегодня.

В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя пятьдесят с лишним лет после этого события и без малого две тысячи лет после описанного в книге «Зоhар» разговора между р. Йоси и р. Хией, который мы приведем ниже, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам государства до сих пор остаются бесплодными. И если еще двадцать лет назад правые и левые наперебой утверждали, что ключ к решению — у них в руках, то сегодня таких уверенных голосов уже не услышишь, и внутренняя политика Израиля скорее представляет собой беспомощные метания, чем продуманные действия, оправданные хоть какой-то благоприятной перспективой. Впечатление такое, что как ни старайся, а проблема не решается.

Человек, столкнувшийся с проблемой, естественно, предпринимает и обязан прилагать какие-то усилия и искать выход. Но мы сейчас не станем заниматься анализом современной обстановки, а попробуем заглянуть в прошлое, где конфликт между арабами и евреями берет свое начало.

Приведу отрывок из книги «Зоhар», который процитирован в «Беседах о Торе» моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера.

«Однажды (около 1800 лет назад) р. Йоси и р. Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: „слова Торы“). Дойдя до слов „И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка“ (11:30), стал р. Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З.)!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, после того, как тот родился, и ему было сделано обрезание. Всевышний ответил Аврааму: „А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара“ (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: „Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?“ Ответил Всевышний: „Да“. Снова спросил ангел: „Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?“ Ответил Б-г: „Они делают обрезание, однако не так, как положено (евреи делают обрезание в два этапа, мила и приа, тогда как арабы ограничиваются одним этапом — мила). Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже“. Сказал ангел: „Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей заповеди“. (И Всевышний согласился с ним. — И.З.)

В этом-то и причина слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (по-видимому, „Зоhар“ имеет в виду крестоносцев, которые отвоевывали земли у арабов, однако их успех был временным — в конечном итоге территория Святой Земли осталось в руках арабского мира)» (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля!»

Рассказывает мидраш, что Ишмаэль заявил однажды своему единокровному брату Ицхаку примерно так: «Ты сделал брит-милу в младенчестве. Тебе сделали! Ты же не мог ничего сказать по этому поводу, так чего же оно стоит, твое обрезание? А вот я знал, что делаю, так что и заслуга моя несравненно больше твоей!» На что Ицхак возразил: «Но если бы Всевышний потребовал от меня отдать всего себя Ему — я бы это сделал» (мидраш приводит этот разговор в связи с темой жертвоприношения Ицхака). Кстати, евреи, приехавшие в Израиль из бывшего Советского Союза и делающие в Израиле брит-милу в возрасте, когда это и намного труднее, и намного осознаннее, тоже могут быть веским аргументом в этом споре.

У противостояния евреев и арабов есть видимая сторона, которая содержит целый ряд аспектов — военный, экономический психологический. Однако Тора учит нас, что всё происходящее с еврейским народом имеет духовную основу.

Отрывок из книги «Зоhар» показывает нам, что итог противостояния зависит не от танков, самолетов или ракет, а от заслуг. У сыновей Ишмаэля есть заслуга, связанная с обрезанием, а у еврейского народа — в заслугу ставится исполнение заповедей, таких как шаббат, кашрут и т. д. Но особенная заслуга, которая помогает народу Израиля, — это заслуга изучения Торы.

В Эрец-Исраэль есть значительная группа людей, которые целиком и полностью отдают себя изучению Торы, учатся в ешивах и колелях. Их учеба усиливает наши позиции на этой земле как духовно, так и физически. Поэтому столь странно слышать лозунги людей, которые хотят помешать всем тем, кто в этом заинтересован, остаться в стенах ешив.

Верно обратное: увеличение наших духовных заслуг, а также помощь и содействие людям, отдающим себя Торе, укрепляет наши позиции на Святой Земле.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.