Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.

Происход ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа.

Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.

Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕГОДНЯ?

Почти 3300 лет назад еврейский народ, выйдя из Египта, получив Тору у горы Синай и проведя сорок лет в пустыне, впервые вступил в страну, обещанную ему Б-гом. Спустя 850 лет завоеватели-вавилоняне изгнали евреев из страны. Через 70 лет евреи вернулись на родину, а 420 лет спустя вторжение в страну римлян закончилось для них новым изгнанием. Это последнее — римское изгнание — не завершилось еще и сегодня.

В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя пятьдесят с лишним лет после этого события и без малого две тысячи лет после описанного в книге «Зоhар» разговора между р. Йоси и р. Хией, который мы приведем ниже, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам государства до сих пор остаются бесплодными. И если еще двадцать лет назад правые и левые наперебой утверждали, что ключ к решению — у них в руках, то сегодня таких уверенных голосов уже не услышишь, и внутренняя политика Израиля скорее представляет собой беспомощные метания, чем продуманные действия, оправданные хоть какой-то благоприятной перспективой. Впечатление такое, что как ни старайся, а проблема не решается.

Человек, столкнувшийся с проблемой, естественно, предпринимает и обязан прилагать какие-то усилия и искать выход. Но мы сейчас не станем заниматься анализом современной обстановки, а попробуем заглянуть в прошлое, где конфликт между арабами и евреями берет свое начало.

Приведу отрывок из книги «Зоhар», который процитирован в «Беседах о Торе» моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера.

«Однажды (около 1800 лет назад) р. Йоси и р. Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: „слова Торы“). Дойдя до слов „И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка“ (11:30), стал р. Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З.)!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, после того, как тот родился, и ему было сделано обрезание. Всевышний ответил Аврааму: „А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара“ (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: „Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?“ Ответил Всевышний: „Да“. Снова спросил ангел: „Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?“ Ответил Б-г: „Они делают обрезание, однако не так, как положено (евреи делают обрезание в два этапа, мила и приа, тогда как арабы ограничиваются одним этапом — мила). Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже“. Сказал ангел: „Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей заповеди“. (И Всевышний согласился с ним. — И.З.)

В этом-то и причина слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (по-видимому, „Зоhар“ имеет в виду крестоносцев, которые отвоевывали земли у арабов, однако их успех был временным — в конечном итоге территория Святой Земли осталось в руках арабского мира)» (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля!»

Рассказывает мидраш, что Ишмаэль заявил однажды своему единокровному брату Ицхаку примерно так: «Ты сделал брит-милу в младенчестве. Тебе сделали! Ты же не мог ничего сказать по этому поводу, так чего же оно стоит, твое обрезание? А вот я знал, что делаю, так что и заслуга моя несравненно больше твоей!» На что Ицхак возразил: «Но если бы Всевышний потребовал от меня отдать всего себя Ему — я бы это сделал» (мидраш приводит этот разговор в связи с темой жертвоприношения Ицхака). Кстати, евреи, приехавшие в Израиль из бывшего Советского Союза и делающие в Израиле брит-милу в возрасте, когда это и намного труднее, и намного осознаннее, тоже могут быть веским аргументом в этом споре.

У противостояния евреев и арабов есть видимая сторона, которая содержит целый ряд аспектов — военный, экономический психологический. Однако Тора учит нас, что всё происходящее с еврейским народом имеет духовную основу.

Отрывок из книги «Зоhар» показывает нам, что итог противостояния зависит не от танков, самолетов или ракет, а от заслуг. У сыновей Ишмаэля есть заслуга, связанная с обрезанием, а у еврейского народа — в заслугу ставится исполнение заповедей, таких как шаббат, кашрут и т. д. Но особенная заслуга, которая помогает народу Израиля, — это заслуга изучения Торы.

В Эрец-Исраэль есть значительная группа людей, которые целиком и полностью отдают себя изучению Торы, учатся в ешивах и колелях. Их учеба усиливает наши позиции на этой земле как духовно, так и физически. Поэтому столь странно слышать лозунги людей, которые хотят помешать всем тем, кто в этом заинтересован, остаться в стенах ешив.

Верно обратное: увеличение наших духовных заслуг, а также помощь и содействие людям, отдающим себя Торе, укрепляет наши позиции на Святой Земле.