Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика. Cледует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 10
Азриэль Казаков, преподаватель йешивы Толдот Йешурун в Иерусалиме, рассказывает о кишинёвской йешиве

 

Преподаватель ешивы Толдот Йешурун в г.Иерусалиме, Азриэль Казаков, рассказывает о ешиве г.Кишинёва

У ашкеназских евреев во всём мире слово Кишинёв вызывает тёплые чувства. На мой взгляд, причина тому кроется в том, что Кишинёв по сути был еврейским городом. В нём было 77 синагог и молельных домов, был хейдер, была ешива. 99% резников на главном городском рынке были евреи. Было и отделение еврейской благотворительной организации «Джойнт». Раввином города был р.Йеуда Лейб Цирлсон זצ"ל .

Всё это было, пока Кишинёв являлся центром Бессарабии, румынской провинции. Однако после оккупации этой части Румынии в 1940 году советскими войсками, всё коренным образом изменилось. Синагога торговцев была перестроена в Театр имени Чехова, синагога стекольщиков и переплётчиков стала помещением для КГБ, Талмуд Тора превратился в спортсекцию. Коммунисты отняли у молодого поколения евреев тот воздух, которым они дышат – духовное наследие их отцов.

При советком режиме старики – евреи по-прежнему облагались по утрам в талес и накладывали твылн, тайно соблюдали субботу и праздники. А молодёжь, воспитанная в атеистическом духе, к сожалению, о еврейских реликвиях имеет самое отдалённое понятие. Ешива, о которой пойдёт речь в данной статье, начиная примерно с 1989 года стала центром возрождения еврейской духовности в г. Кишинёве.

Сам себя я причисляю к выпускникам ешивы «Торат Хаим», что в Подмосковье, где я проучился три года, с ноября 1994 по октябрь 1997, но не могу забыть своей учёбы в кишинёвской ешиве, что на улице Щусева 5, где я пробыл семь месяцев с апреля по ноябрь 1994.

Основатель ешивы, рабби Мойше Айземан, уроженец Германии, прекрасно владеющий немецким (сегодня преподающий в берлинской ешиве, где, кстати немало «русских»), проживает в США, в г.Балтиморе, где является духовным наставником в известной ешиве «Нер Исроэль». Рабби Мойше один из выдающихся знатоков устройства каждого из трёх Храмов, автор уникальных книг на английском языке, среди которых комментарии на книги Йехезкель и Йов. Рав Айзенман приезжал в Москву, Вильнюс, другие города Союза ещё тогда, когда религиозная деятельность в открытую была небезопасна, с целью заинтересовать студентов – евреев в изучении Талмуда и исполнении заповедей.

Само здание ешивы – это бывшая синагога, в годы войны ставшая резиденцией гестапо, а в послевоенные годы – бюро по трудоустройству. Как только религиозное выражение было узаконено, здание было выхлопотано у властей под ешиву американской еврейской религиозной организацией «Агудат Исраэль».

О существовании ешивы я узнал ещё в1991 году и время от времени наведывался туда. Преимущественно на шабаты и праздники: Суккот, Песах, Ханука, Пурим. Раввины того периода это р.Йона Лазар из Лейквуда и р.Исроэль Гордон из Лондона. В то время в ешиве учился очень способный парень из Тирасполя по имени Шимон Симхович. Сегодня он живёт в США и усердно изучает Тору. Лично я ожидаю, что Шимон станет великим мудрецом Торы в нашем поколении.

Когда я поступил в ешиву в1994, моим первым учителем стал р.Меир Маневич из Вильнюса, на тот момент посланник карлинского ребе в Кишинёве, повлиявший на выбор моего еврейского имени. Главой ешивы тогда был р.Мойше Яркони, выпускник известной ешивы «Поневеж». Корни р.Мойше уходят в Польшу, а сама фамилия Яркони – это ивритизированное Грингардт. Рав Яркони от всей души желал духовного подъёма всех своих учеников, он даже пытался выучить русский, лишь бы быть к ним ближе. Когда р.Мойше был болен, он проводил уроки для ребят у себя дома. Я удостоился чести переводить уроки рава с английского на русский. Будучи в Израиле, спустя годы, рав Яркони не терял связи со своими бывшими учениками, приглашал их к себе домой в гости на шабат.

Жена р.Мойше, раббанит Хана, уроженка Румынии, а посему знающая молдавский язык (она свободно общалась с кухарками – молдованками и объясняла им основы кашрута), внучка главы одного из румынских хасидских дворов.

Младший сын пожилого р.Мойше, Пинхас, или как его называли ребята Пиня, тоже был в ешиве и верно стоял по правую руку своего отца. Вставал рано утром, чтобы заняться с отцом Талмудом, ещё до утренней молитвы. Потом шёл будить ребят. После молитвы Пинхас занимался самостоятельно, а иногда заменял одного из преподавателей. На шабат он был главным запевалой и организовывал ребятам «ойнег шабэс», т.е. посиделку с лёгкой закуской и рассказами о праведниках. Пинхас имел общий язык со всеми и все его очень любили. Пинхас неплохо овладел русским и после своей свадьбы несколько лет преподавал в хасидской ешиве в г.Коростень.

Довольно быстро р.Меира Маневича сменил другой преподаватель, р.Авроом Кричевский из Риги, выпускник американской ешивы «Хофец Хаим». С р.Авроомом у меня завязались тёплые отношения, ежедневно мы засиживались допоздна, изучая Мишну. А возвращаясь на каникулы в Кишинёв, я договаривался с ним о занятиях Талмудом. Потом в Израиле я неоднократно приезжал к р.Авроому в гости.

В тот периуд ребята были из Кишинёва (Леви Ицхак Капелевич, Аарон Таксар, Яаков – Ицхак Гертонский, я), вообще из Молдавии (Даниэль Зильберман, Шмуэль Цукерман, Носон Ривен, Даниэль Бернадский, Барух Тейтельбаум, Йонатан Манн) и из г.Симферополя (Довид Ронкин, Элиягу Тюкавкин, братья Шустер Носон Меир и Рефоэль). Позднее ребят набирали также из Белорусии.

Нельзя не упомянуть преподавателя иврита, журналиста Израиля Соломоновича Фингурта, учившегося в румынском хейдере и соблюдавшего все еврейские законы, несмотря на советскую власть. Израиль Соломонович по собственной иннициативе выпускал ешивский журнал под названием «Менора», в котором он освещал главные события в ешивской жизни данного периода. Сегодня семья Фингуртов проживает в США.

Изредка ешива удостаивалась визита одного очень особенного человека, пожилого, но бодрого рабби Гирша Дискинда, ученика р.И.Гутнера и зятя р.Я. Каменецкого. Рав Дискинд около 30 лет возглавлял школу для девочек «Бейт Яаков» в Балтиморе, США. Сегодня он живёт в Иерусалиме. Рав Гирш связывает нас с предыдущими поколениями, всем своим видом он излучает богобоязненность, покорность воле Всевышнего и это передаётся его ученикам и ученицам. Рав Дискинд научил ребят читать «Шма» с той мелодией, с которой читают свиток Торы. В настоящее время он непременно приходит на свадьбу всех выпускников и танцует с женихом, а на моей свадьбе он был вместо отца жениха.

Ежегодно летом ешива организовывала летний лагерь для того, чтобы студенты ешивы могли отдохнуть в религиозной обстановке, а также для набора новых ребят. В 1994 году лагерь был на базе отдыха в молдавском городке Ваду – муйводэ. Особую атмосферу привнесло присутствие там семи американских ешиботников.

Перебравшись в московскую ешиву, я тем не менее не потерял связи с ешивой в Кишинёве в течение трёх последующих лет, т.к. когда я возвращался домой на каникулы (это две недели после Песаха и две недели после Суккот), я проводил шабат и просто учился в будни в своей старой ешиве.

Рава Яркони на своём посту сменил молодой и инергичный р.Мордехай Токарский, уроженец Ленинграда, выпускник ешивы «Хофец Хаим» в Нью Йорке, старый друг и коллега р.А.Кричевского. В моей памяти р.Мордехай останется как человек, умеющий преподнести сложные глубокие вещи с поразительной простотой и доступностью. Сегодня, проживая в США, рав Токарский, как я слышал, проводит уроки для русскоязычной публики в своём бейт – кнесете в Бруклине.

Со временем руководство ешивой перешло в руки рава Мойше Будиловского, нашего соотечественника, одного из первых учеников рав Ицхака Зильбера זצ"ל в Израиле. О личности р.Мойше я могу судить лишь по его отношению ко мне. Рав Будиловский очень тепло меня принял когда я пришёл в ешиву, предугадывал мои нужды и во всём старался помочь. В шабат рав оказывал мне всяческий почёт: предлагал вести молитву, сажал за раввинский стол во время трапез, предоставлял право выступать со словом Торы.

Подавляющее большинство выпускников кишинёвской ешивы, проживающих сегодня в Израиле или США, ведут религиозный образ жизни, разумеется женились и имеют детей. Многие из них посвятили свою жизнь изучению Торы. А некоторые даже несколько лет возглавляли еврейские общины в городах России.

Сегодня в Кишинёве существует вышеупомянутая ешива по адресу Щусева 5(тел.+3732-264331/62), а также хабадская синагога на улице Хабад – Любавич. На Хануку и Пурим каждая из этих организаций устраивает религиозные мероприятия. Однажды был даже приглашён знаменитый певец Мордехай бен Давид.


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше