Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда ребенок начинает заниматься Торой, у него появляется возможность совладать со своими дурными наклонностями, как сказано: «Создал Я дурное начало, и создал Тору — снадобье от него».»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

»כי ימוך אחיך ומטה ידו עמך והחזקת בו «(כ"ה, ל"ה(

“Если обеднеет брат твой у тебя и придёт в упадок у тебя, то поддержи его” (25:35)

В последний год своей жизни, когда рав Эзра Атья был уже прикован к постели, обратился лавочник к сыну рава со следующими словами: “У меня записан отдельный счёт на имя твоего отца. Долг по счёту велик, и ничего из него не выплачено до сих пор”. Сын удивился, так как знал, что отец ничего не должен лавочнику, но тот объяснил, что рав приказал ему обеспечить всем необходимым семью одного мудреца Торы, человека очень бедного, и пообещал оплатить расходы. Сын обратился к раву Эзре. Рав был очень огорчен, что обнаружилась его тайная благотворительность, и дал необходимую сумму для покрытия долга.

* * *

Исход шабата. На улице буря, проливной дождь низвергается на землю. Раби Рафаэль Барух Толедано, рав Микнеса, тяжело болен. Он лежит в постели, и сыновья читают ему книгу Ор ахаим. Кто-то заходит в дом и рассказывает об одном еврее из города Ушда, который неудачно вёл дела и обанкротился, и ему грозят тюрьмой кредиторы-арабы. Рав немедленно встал с постели и объявил, что сейчас же едет в Ушду — за четыреста километров!

Рава не остановила ни болезнь, ни слабость, ни поздний час, ни буря. “Посланные для исполнения заповеди не понесут ущерба”, и он должен сделать всё, что в его силах!

Одел рав лучшую одежду, отправился на железнодорожную станцию, сел в поезд и провел в пути девять часов. Приехав в Ушду, рав, выяснив подробности дела, тут же занялся утомительными переговорами с арабами-кредиторами и смог добиться их согласия удовлетвориться половиной суммы долга, но выплаченной наличными. Рав обратился к богатым евреям Ушды за помощью, те собрали требуемые деньги. Рав вручил деньги арабам, выкупил долговые обязательства и сразу же уничтожил их. После этого он собрал ещё шестьсот тысяч франков и передал их обанкротившемуся еврею, чтобы тот упорядочил свои дела и снова встал на ноги.

Закончив дела, рав отправился на вокзал, сел в поезд и вернулся в Мекнес, в свою постель…

»אשר הוצאתי אתכם מארץ מצרים «(כ"ה, ל"ח(

“…который вывел нас из земли Египетской” (25:38)

Г-сподь вывел евреев из Египта, чтобы приняли они на себя Его заповеди, даже если они тяжелы им.

Сейчас в Израиле активизировались миссионеры, которые, пользуясь невежественностью некоторых евреев, пытаются обратить их в христианство. С этой своей старой мечтой они не могут расстаться до сих пор. Сейчас, потеряв значительную часть своей власти, они действуют в основном подачками. Но в прежние времена охотно применяли насилие. Вот речь Бенито Гарсия перед сожжением.

«Я родился евреем, но заставили меня креститься. Сорок лет я жил в обмане. Христианство — комедия и идолопоклонство. Видел я костры инквизиции, наполнявшие моё сердце состраданием к убиенным и ненавистью к убийцам. Я клянусь! Я выполняю все законы Израиля, соблюдаю полностью шабат, пью и ем только кошерное, даже в тюрьме. Я пощусь в посты Израиля и молюсь молитвы его. Страдания, выпавшие на мою долю, я принимаю с любовью. Ибо я получил их, потому что малодушно крестился, испугавшись смерти, и опустился до того, чтобы воспитать своих сыновей христианами. Принято исполнять последнее желание приговорённого к смерти. У меня есть только одно желание: чтобы мои дети прозрели, оставили этот обман и вернулись к вере отцов, вере единственной, чистой, вечной, данной Творцом на горе Синай. Сорок лет я жил в обмане, но я готов умереть как гордый еврей, вернувшийся с гордостью к вере отцов. В грядущем мире я встречусь со своими родителями и скажу им: “Я с вами, я отдал душу за нашу веру. Пусть прозвучит на весь мир: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один!”

И с этими словами на устах взошёл Бенито на костёр, и отошла душа его. Да будет отомщена его кровь!

с разрешения издательства «Швут Ами»


Йорцайт

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

Михаил Володин

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Месяц Ав

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Законы и обычаи месяца Ав