Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«И если презрите уставы Мои, и если законами возгнушается душа ваша, так что вы не будете исполнять всех Моих заповедей, нарушая завет Мой, то и Я поступлю с вами так: Я пошлю на вас ужас…» (26:15—16)

Один мудрец из Вавилона (Ирак сегодня) занимался сбором денег на строительство синагоги, и ему приходилось ходить от одной общины к другой. Иногда по пути он останавливался у одного араба, с которым был очень дружен. Рав оставался у него на ночлег, но относительно еды говорил: «Дорогой мой! Приготовленная тобою пища запрещена мне Торой, и посему я удовлетворюсь свежими овощами и фруктами». Так жил рав несколько дней и не ел ничего со стола араба.

Однажды зимой пришли в дом араба два еврея и попросились переночевать, чтобы утром продолжить путь. Араб поставил перед ними ужин, евреи съели всё с удовольствием и стали готовиться ко сну. Вдруг хозяин говорит: «Ищите себе другое место, здесь вы ночевать не будете!»

Удивились евреи: «Что мы сделали тебе плохого, и в чём согрешили? И куда мы пойдём, на ночь глядя?» Ответил им араб: «Ели вы запрещённую еду, значит, неверны своей вере, и потому ясно мне, что и вам нельзя доверять. Может украдёте вы что-нибудь из дома, ибо тому, у кого нет корней и, особенно, страха перед Небесами, нельзя доверять. Опасаюсь я оставлять вас в своем доме. Вот посмотрите на этого еврея, — и показал на рава, гостившего у него в это время, — он живет у меня несколько дней, но не ел ничего запрещённого с моего стола!»

«И побежите, хотя никто не гонится за вами» (26:17)

Рамбам был, как известно, врачом египетского султана. Министры, завидовавшие Рамбаму, стали нашептывать султану, чтобы уволил он Рамбама, а вместо него назначил мусульманского врача Камона, который, по их мнению, в знаниях ничуть не уступал еврейскому мудрецу.

Вызвал султан обоих врачей и решил устроить «соревнование». Врачи должны были обменяться ядами, проглотить их в присутствии султана, а потом принять противоядие. Выигрывает тот, кто останется в живых.

Оба были специалистами, знали и лекарства, и яды, и противоядия. Камон неделю готовил смертельный яд для Рамбама. Рамбам же решил, что его предназначение лечить, а не убивать. В назначенный день оба врача предстали пред султаном. Камон дал Рамбаму яд, тот принял его, а затем применил приготовленное заранее противоядие, полностью нейтрализовавшее действие яда.

Рамбам же дал Камону обычную еду. Тот съел, потом принял противоядие, не почувствовав при этом никаких симптомов яда, ну абсолютно никаких. Страх поселился в душе Камона: может быть, Рамбам настолько искушен, что дал ему особый яд, который начнёт действовать только, когда закончится действие противоядия? Или, может быть, яд действует только, когда он пьёт молоко или ест хлеб? Перестал он пить молоко и есть хлеб…

Через неделю, встретив бледного и похудевшего Камона, Рамбам спросил: «Как ты себя чувствуешь, когда пьёшь молоко?» Услышав эти слова, Камон побледнел, с ним случился сердечный приступ, и через неделю он скончался.

с разрешения издательства Швут Ами


Безграничной властью над всем миром обладает Творец. Он наделил некоторой властью и человека: над животным и растительным миром, над подчиненными и над своим дурным началом. Кроме того, Тора предписывает евреям назначить судей и поставить царя Читать дальше

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Руководители народа

Рав Александр Айзенштадт

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

История еврейского народа 16. Йеуда Аристобул и Янай

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Темные страницы в истории.

История еврейского народа 48. Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.