Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Исполнение закона — справедливый суд — осуществляется публично. Невозможно предположить, что судебное разбирательство требуется вершить втайне.

[1]«Пришел пророк Миха и свел суть всей Торы к трем основам: “Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим” (Миха 6:8). “Исполнять закон” — это устанавливать справедливые суды, “любить милосердие” — это совершать добрые дела, “и скромно ходить перед Б-гом твоим” — это хоронить мертвых и выдавать замуж невест…» (Макот 24а).

Понимание третьей основы Торы, которую сформулировал пророк Миха: «и скромно ходить перед Б-гом твоим», не вызывает у нас никаких сомнений. Ясно, что необходимо скрывать свои добрые дела, совершаемые для блага людей. Скромный человек не оповещает других о своих поступках, а делает добро незаметно.

Но тогда это противоречит двум предыдущим основам: «исполнять закон, любить милосердие». Исполнение закона — справедливый суд — осуществляется публично. Невозможно предположить, что судебное разбирательство требуется вершить втайне. И тем более это относится к тому, что пророк Миха привел в качестве второй основы Торы — любви к милосердию. Ведь чем больше будет совершаться добрых дел и чем больше нуждающихся получат помощь, — тем сильнее станет у людей любовь к Торе. И распространение в мире милосердия привлечет к совершению добрых дел и тех, кто прежде был от этого далек.

Наш праотец Авраам, шатер которого был открыт со всех четырех сторон света, кормил и поил каждого путника, оказывая добро тысячам людей. Неужели он должен был скрывать свое милосердие из соображений скромности? Наши мудрецы обязали оповещать о содеянном благе того, кому оно было оказано; и это неотъемлемая часть доброго дела: «Если человек дает подарок товарищу, он должен ему об этом сообщить»[2]. Например, если мы что-то дарим ребенку, то непременно должны рассказать об этом его отцу или матери, — так они узнают о нашем расположении к ним и в народе Израиля приумножится любовь друг к другу. Очевидно, что не следует раскрывать этого посторонним, но в любом случае доброе отношение не должно быть сокрыто от людей и остаться незамеченным. Но как же тогда понимать требование «скромно ходить перед Б-гом твоим»? Что это за поступки, которые должны сохраняться втайне от всех?

В действительности в приведенных выше словах мудрецов мы находим нечто неожиданное: скромность проявляется не только в совершении поступков скрытно и незаметно. Ведь «скромно ходить перед Б-гом твоим» — это и хоронить мертвого, и выдавать замуж невесту, что не происходит втайне и вдали от людей. Даже изучение Торы прерывают для участия в этих заповедях, дабы почтить тех, для кого они исполняются. А ведь именно эти два действия мудрецы Талмуда сочли главными составляющими скромности. Даже если то, что совершается при большом стечении народа, должно осуществляться скромно, то уж тем более это относится к тому, что не становится достоянием многих.

Из этого мы видим, что скромность состоит не столько в том, чтобы утаивать свой добрый поступок, сколько в том, чтобы не примешивать к нему никаких личных эгоистических побуждений. Как правило, такое можно обнаружить в любых публичных событиях. Ведь, когда мы судим о делах человека, угодны они Б-гу или нет, исполнил он заповедь или совершил преступление, пренебрег законом или удержался от греха, — мы всегда оцениваем только само действие, не имея представления о его скрытых мотивах и побуждениях. Когда мы приходим к выводу, что некое дело угодно Б-гу, то исходим лишь из того, каким оно видится нашим глазам.

Но при более глубоком рассмотрении становится ясно, что каждое деяние состоит из множества мельчайших деталей, движений каждого органа тела и проявлений сердечных желаний. Во всем этом проступают тончайшие мотивы души, и перед нами раскрываются глубины сердца. Составные части поступков каждого соответствуют величию его души и склонностям характера. Бывает, что два человека совершают одно и то же доброе дело, но один из них жаждет славы и воздаяния, а другой делает это бескорыстно и в чистоте души.

Их поступки идентичны внешне — оба они сделали доброе дело, но их последствия совершенно разные. И, несомненно, нет ни малейшего ущерба в самом хорошем деянии, если оно недостаточно прославляет совершившего его, — наоборот, оно становится более цельным. Ведь если к доброму делу примешано себялюбие или желание выгоды, это — изъян в любви к ближнему, принижающий содеянное. А когда человек очищает сердце от любви к себе, а намерения — от эгоизма, тогда его милосердие обретает совершенство и его любовь к ближнему освобождается от примеси всякого недостатка.

И точно так же в таких совершаемых публично заповедях, как забота о невесте, нужно стремиться ко всему хорошему и полезному, не уменьшать радости и не скрывать своих деяний. А что же означает тогда «…скромно ходить перед Б-гом твоим»? — «Во всем требуется сдержанность и умеренность: отведать от трапезы столько, сколько подобает, радоваться в допустимых пределах и не позволять себе легкомысленного поведения»[3]. Во всем необходимо знать меру, и любое самое легкое движение должно быть продиктовано пользой для других, но не личными корыстными соображениями. И тогда возвышенное достоинство остается незаметным, проявляется в скромности и сокрыто от всех.

Такое понимание качества скромности ведет к значительным изменениям в поведении человека и возносит его на высокую ступень. Скромность в поступках, совершаемых перед глазами людей, проявляется и в мыслях, и в речи, и в деяниях. И насколько возвышены чувства, настолько они влияют на умение «скромно ходить перед Б-гом твоим». Ведь намерения сердца человека сокрыты от других, а праведная мысль придает поступку чистоту и величие.

Книга «Ховот Алевавот» называет возвышенное намерение «скрытой частью деяния» — и это лучше всего характеризует то, что имеется в виду. А скромность, заключенная в поступке, — это старание возвыситься над личными составляющими каждого деяния, даже совершаемого публично. Необходимо, чтобы не было заметно даже легчайшего движения ни одного из 248-ми органов тела, если оно не будет составной частью доброго дела. Именно об этом сказано: «скромно ходить перед Б-гом твоим» — сделай себя незаметным даже в самом публичном деле.

Качество скромности включает в себя не только избегание почета — величайшее из всех положительных душевных свойств, но и отражает чистоту сердца, проявляясь в умении совершать все поступки только во имя благословенного Б-га. Это — не просто одно из похвальных качеств, а вершина совершенства служения Всемогущему. Именно поэтому пророк Миха упомянул его среди трех основ Торы.


[1] Это выступление Сабы из Слободки издали рав Айзик Шер, благословенной памяти, и рав Авраам Гродзенский, да отомстит Всевышний за его кровь, в «Ор Ацефен».

[2] Шаббат 10б, Бейца 16а.

[3] Раши, Сукка 49б.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»