Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Цель творения, Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
Б-жественная воля заключается в том, чтобы люди всегда оставались возвышенными творениями: «Духовное величие, которое Всевышний, благословен Он, дал Первому человеку, сохраняется навечно»[2]. И что же такое жизнь, если не последовательное восхождение по ступеням мудрости?! Если бы грех не разрушал душу человека, он всегда бы стоял на высочайшей ступени и с каждым мгновением возносился все выше и выше. К этому еврей и должен стремиться. Ведь, поднимаясь на новый духовный уровень, мы себя качественно изменяем. Всевышний советовался с ангелами при сотворении человека, указав на его главную способность и отличительный признак: постижение Б-жественности в этом мире.
И вот, человеку, мудрость которого превосходила способности ангелов и позволяла возвышаться в Небесных чертогах, был дан запрет на идолопоклонство, как сказано: «“И заповедовал Г-сподь, Б-г, человеку…”[3] — повелел ему принять царство Г-спода, Б-га, чтобы он не заменил Его на другого»[4]. Неужели Первый человек, чье постижение Б-жественности достигало высочайших Небес, нуждался в заповеди о вере в Г-спода и запрете на идолопоклонство? Наши мудрецы раскрыли нам, что, несмотря на духовное величие Адама, от него все же требовалось намного больше, чем он исполнил по отношению к Творцу. Никакой новый — более высокий уровень постижения не является достаточным — ведь у духовного потенциала людей нет границ и пределов: «Путь жизни разумного — ввысь, чтобы уклониться от Преисподней внизу»[5]. И если некто останавливается на определенной ступени, считая ее предельной вершиной своей духовной формы, то этим он нарушает запрет на идолопоклонство.
В этом и заключается суть спора мудрецов о Первом человеке: был он праведником или вероотступником. «Сказал рав Йеуда: Первый человек был вероотступником, как сказано: “И воззвал Г-сподь Б-г к человеку, и сказал ему: где ты?”[6]»[7]. Но обе точки зрения мудрецов сводятся к одному: если праведник опускается на более низкую ступень, то отступает от веры. Ему необходимо постоянно стремиться ввысь!
Подобным образом Тора оценивает духовный уровень великих нашего народа. Сказано о нашем праотце Аврааме: «И поверил он в Г-спода, и Он вменил ему это в заслугу»[8]. И так говорится в Писаниях: «Ты Г-сподь, Б-г, что избрал Аврама и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам. И Ты нашел, что сердце его полно верой в Тебя, и Ты заключил с ним Завет…»[9]
И так сказано о Моше рабейну: «…во всем доме Моем доверенный он»[10].
Что такое вера? — Основа всех основ, центральный принцип всех заповедей, источник мудрости… И вот: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: “Праведник верой своей будет жить”[11]»[12]. Всевышний свидетельствует в Торе о совершенстве веры и знания наших праотцов, однако и с них взыскали с Небес за легкое замешательство. Авраам спросил: «Г-сподь мой, Б-г, как мне знать, что я унаследую ее (Землю Израиля)?»[13], проявив тем самым некоторую неуверенность непосредственно во время обращенного к нему пророчества, и на Небесах это расценили как недостаток веры. Авраам заслужил упрек из-за того, что, несмотря на свой высочайший духовный уровень, он не пришел к столь высокому постижению, которого от него ожидал Творец.
И вот, после того как Моше рабейну и Аарон ударили по скале вместо того, чтобы обратиться к ней словом, — сказал Всевышний: «Поскольку вы не поверили в Меня (настолько, чтобы) освятить Меня на глазах сынов Израиля, не приведете вы это общество на землю, которую Я дал им»[14]. Они достигли недоступного нам уровня веры и исполнили повеление Б-га, полученное непосредственно из Его уст, однако проявили малейший недостаток… Насколько это непостижимо нашему мышлению! И язык Торы столь сложен и неоднозначен, что даже Моше и Аарон совершили ошибку в его толковании. Им вменялось в вину недостаточное понимание того, что они должны были осознать согласно их уровню, чем и исказили свою духовную форму. Нет пределов вере, нет границ постижению человека, и никто не может полностью удовлетвориться результатами своей духовной работы!
[1]Это выступление Сабы из Слободки записал рав Ицхак Меир Пачинер, благословенной памяти.
[2] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 21.
[3] Берешит 2:16.
[4] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 15.
[5] Мишлей 15:24.
[6] Берешит 3:9.
[7] Сангедрин 38б.
[8] Берешит 15:6.
[9] Нехемия 9:7-8
[10] Бемидбар 12:7.
[11] Хавакук 2:4.
[12] Макот 24а.
[13] Берешит 15:8.
[14] Бемидбар 20:12.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.